Ирина Волынская
Развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса в старшей-подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Детская книга при всей ее внешней простоватости-
Вещь исключительно тонкая и не поверхностная.
Лишь гениальному взгляду ребенка,
Лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины
Удивительное искусство - детская книжка!»
Л. Токмакова
Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду это речевое развитие, речевое общение.
Эта задача включает ряд частных задач:
• воспитание звуковой культуры речи,
• обогащение, закрепление и активизация словаря,
• совершенствование грамматической правильности речи,
Публикация «Развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса в старшей-подготовительной группе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
• обучение разговорной (диалогической) речи,
• развитие связной монологической речи,
• воспитание интереса к художественному слову,
• подготовка к обучению грамоте.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности мы определили важным направлением развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, телефоны, компьютер, поэтому наша роль, как педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно и находить выход.
Также большой опыт моей работы с дошкольниками показал очевидное недоразвитие речи детей в последние годы. Общеизвестны объективные причины этого:
- сокращение речевых контактов — с раннего детства непосредственное речевое общение подменено телевидением и компьютерами;
- значительно снизился уровень культуры речи самого общества;
- из семьи ушла «Умная» книга.
Поэтому наша роль, как педагогов, состоит в том, чтобы заинтересовать детей, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, развить речь, творческие способности, уважение книге.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
• Формировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, басен.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определили для себя основные направления деятельности:
• создание речевой развивающей среды;
• работа с детьми; работа с родителями;
• работа с социумом (городская детская библиотека, театр) .
Создание предметно-развивающей среды :
• В группе периодически пополняем предметно-развивающую среду в книжной зоне.
• Подобрали и систематизировали дидактические игры по развитию речи
• В группе у нас работает "Книжкина больница", в которой дети не просто чинят книги, но и узнают путь их создания, что для издания одной книги необходим труд многих людей. После этого дети с удовольствием пытаются создать книжку своими руками, что вызывает бережное отношение к книге вообще.
Знакомя детей с художественной литературой, используем следующие формы:
- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;
- придумывание однокоренных слов;
- использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;
- пересказ сказки по ролям.
- чтение народных сказок, упражнения в пересказе сказки с помощью иллюстраций, схем, моделей, небольших инсценировок сказок по ролям, от лица героев, где учим детей связно, выразительно передавать текст сказки, свое отношение к героям, используя разные средства выразительности; совершенствуем диалогическую и монологическую форму речи; путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию ребенка, побуждает его к сочинительству. Ребенок в своих «сочинениях» видит себя справедливым защитником обиженных и слабых, наказывает злых.
- Знакомя детей со стихотворной формой лирических произведений, стихов, басен, чистоговорок, используем наглядные схемы-иллюстрации.
Заучивая программные стихи, мы отметили, что дети с трудом их запоминают, а через некоторое время и забывают. Используя игровые приемы запоминания и опору на наглядные схемы-иллюстрации к строкам произведений, мы увидели, что дети быстрее запоминают и воспроизводят стихотворения по схемам через довольно продолжительное время. Используемые приемы помогают в работе над выразительностью, тембром и четкостью при произношении и чтении стихотворений.
- провожу беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др. ;
- дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?», «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза», «А если бы исчезли насекомые?» и др.
-трудовая деятельность (процесс «подлечивания» книжек своими руками).
- проект «Книжкина неделя»
- выставки книг «Книжная лавка»
Формы работы с родителями:
• Беседа
• Консультации:
“О роли родителей в развитие речи ребенка”.
“Играйте вместе с детьми”.
“ Книга в вашем доме ”.
“ Роль художественной литературы в развитии речи детей”.
“ Развитие речи дошкольников в игре”.
• Анкетирование
Для более эффективного развития детей организована работа с социумом. С детьми посещаем городскую детскую библиотеку, после таких экскурсий дети с удовольствием начинают посещать ее с родителями, и становятся юными читателями. Посещаем театр.
Подводя итоги нашей систематичной работы, направленной на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, можно отметить, что у детей повысился уровень развития речи, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.