Папки-передвижки

Развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса в старшей-подготовительной группе

Ирина Волынская
Развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса в старшей-подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Детская книга при всей ее внешней простоватости-

Вещь исключительно тонкая и не поверхностная.

Лишь гениальному взгляду ребенка,

Лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины

Удивительное искусство - детская книжка!»

Л. Токмакова

Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду это речевое развитие, речевое общение.

Эта задача включает ряд частных задач:

воспитание звуковой культуры речи,

• обогащение, закрепление и активизация словаря,

• совершенствование грамматической правильности речи,

Публикация «Развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса в старшей-подготовительной группе» размещена в разделах

• обучение разговорной (диалогической) речи,

развитие связной монологической речи,

воспитание интереса к художественному слову,

подготовка к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности мы определили важным направлением развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, телефоны, компьютер, поэтому наша роль, как педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно и находить выход.

Также большой опыт моей работы с дошкольниками показал очевидное недоразвитие речи детей в последние годы. Общеизвестны объективные причины этого:

- сокращение речевых контактов — с раннего детства непосредственное речевое общение подменено телевидением и компьютерами;

- значительно снизился уровень культуры речи самого общества;

- из семьи ушла «Умная» книга.

Поэтому наша роль, как педагогов, состоит в том, чтобы заинтересовать детей, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, развить речь, творческие способности, уважение книге.

Для достижения цели мы поставили следующие задачи:

• Формировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, басен.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определили для себя основные направления деятельности:

• создание речевой развивающей среды;

• работа с детьми; работа с родителями;

• работа с социумом (городская детская библиотека, театр) .

Создание предметно-развивающей среды :

• В группе периодически пополняем предметно-развивающую среду в книжной зоне.

• Подобрали и систематизировали дидактические игры по развитию речи

• В группе у нас работает "Книжкина больница", в которой дети не просто чинят книги, но и узнают путь их создания, что для издания одной книги необходим труд многих людей. После этого дети с удовольствием пытаются создать книжку своими руками, что вызывает бережное отношение к книге вообще.

Знакомя детей с художественной литературой, используем следующие формы:

- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

- придумывание однокоренных слов;

- использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

- пересказ сказки по ролям.

- чтение народных сказок, упражнения в пересказе сказки с помощью иллюстраций, схем, моделей, небольших инсценировок сказок по ролям, от лица героев, где учим детей связно, выразительно передавать текст сказки, свое отношение к героям, используя разные средства выразительности; совершенствуем диалогическую и монологическую форму речи; путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию ребенка, побуждает его к сочинительству. Ребенок в своих «сочинениях» видит себя справедливым защитником обиженных и слабых, наказывает злых.

- Знакомя детей со стихотворной формой лирических произведений, стихов, басен, чистоговорок, используем наглядные схемы-иллюстрации.

Заучивая программные стихи, мы отметили, что дети с трудом их запоминают, а через некоторое время и забывают. Используя игровые приемы запоминания и опору на наглядные схемы-иллюстрации к строкам произведений, мы увидели, что дети быстрее запоминают и воспроизводят стихотворения по схемам через довольно продолжительное время. Используемые приемы помогают в работе над выразительностью, тембром и четкостью при произношении и чтении стихотворений.

- провожу беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др. ;

- дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?», «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза», «А если бы исчезли насекомые?» и др.

-трудовая деятельность (процесс «подлечивания» книжек своими руками).

- проект «Книжкина неделя»

- выставки книг «Книжная лавка»

Формы работы с родителями:

• Беседа

Консультации:

“О роли родителей в развитие речи ребенка”.

“Играйте вместе с детьми”.

“ Книга в вашем доме ”.

“ Роль художественной литературы в развитии речи детей”.

Развитие речи дошкольников в игре”.

• Анкетирование

Для более эффективного развития детей организована работа с социумом. С детьми посещаем городскую детскую библиотеку, после таких экскурсий дети с удовольствием начинают посещать ее с родителями, и становятся юными читателями. Посещаем театр.

Подводя итоги нашей систематичной работы, направленной на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, можно отметить, что у детей повысился уровень развития речи, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития эстетического восприятия природы В ходе игры дошкольники при контакте с природным объектом (наблюдение,прикосновение к растению и т. д.)должны рассказать об особенностях.

Игры по формированию эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование у детей первоначальной ориентировки в способах самостоятельных действий по эстетическому восприятию. а) Игра «Ладонь.

Конспект музыкального занятия «Развитие музыкального вкуса и слуха у детей посредством восприятия музыки» Конспект непосредственной образовательной деятельности занятия в подготовительной к школе группе на тему «Развитие музыкального вкуса и.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Совершенствование фонематического восприятия» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.» Цель: -Продолжать.

Консультация «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности» Дошкольный возраст является особенным периодом, в это время изобразительной деятельностью можно увлечь не только одаренных детей, но и всех.

Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия» Обучение грамоте в старшей группе. Тема: «развитие слухового внимания и фонематического восприятия». Цель: Учить детей различать неречевые.

Опыт работы «Развитие эстетического восприятия посредством использования нетрадиционных художественных техник рисования» Содержание Материал по углубленной работе 1. Введение (актуальность, цели, задачи, ожидаемые результаты, этапы работы) 2. Теоретическое.

Подборка игр для детей на развитие художественного восприятияПодборка игр для детей на развитие художественного восприятия Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во.

Развитие эстетического восприятия, вкуса, чувства и представлений детей Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам.

Развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления с литературой и живописью Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем окружающего мира. На современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса в старшей-подготовительной группе
Опубликовано: 2 июля 2018 в 16:31
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса в старшей-подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Волынская (УИ 411025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД