Татьяна Николаева
Развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления с литературой и живописью
▼ Скачать +Заказ
Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем окружающего мира. На современном этапе дошкольные образовательные организации несут ответственность за формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, личностных качеств, в том числе развитие творческих способностей и индивидуальных особенностей дошкольников.
Публикация «Развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления с литературой и живописью» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие эстетического восприятия – актуальная проблема дошкольного образования. Дети наиболее восприимчивы к творчеству, при этом развитие эстетического восприятия происходит в период дошкольного детства, когда закладываются основы личности. В связи с утверждением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стала очевидной необходимость изменить систему образования детей дошкольного возраста.
Эстетическое восприятие это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений.
Эстетическое восприятие развивается в процессе ознакомления детей с живописью. В процессе ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций. Ознакомление с живописью формирует личность ребенка, может помочь им в постижении нравственных норм и ценностей – различать добро и зло, сострадание и ненависть и т. д. В процессе ознакомления дошкольники обогащают собственное представление о ценностях, индивидуальные качества, по-новому осмысливают их.
Одним из важнейших факторов развития эстетического восприятия у детей является создание условий, способствующих формированию способности к эстетическому восприятию искусства, равно как и природы, способно дать внутренний ориентир.
Проблеме художественного восприятия действительности уделяют большое внимание многие психологи-исследователи художественного творчества, независимо от разделяемых ими теоретических концепций, например, Р. Арнхейм, развивавший положения гештальтпсихологии, Э. Нойман, последователь К. Г. Юнга, А. Маслоу, представитель гуманистической психологии. Практически все исследователи рассматривают художественное восприятие действительности как проявление художественной одаренности и важную основу художественных способностей.
В условиях ситуации начала XXI века изменения иерархии эстетических и нестабильности нравственных ценностей, художественное воспитание призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент её творческого потенциала, её ценностные и эстетические установки. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, равно как и природы, способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры, который направляет личностное развитие по сбалансированному пути.
В исследованиях В. И. Игнатьева, В. С. Кузина, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной экспериментально доказано, что создание изображения требует, чтобы дети отчетливо представляли те предметы и объекты, которые следует изобразить. Все эти представления формируются на основе восприятия, но обязательно эмоционально-эстетически окрашенного.
Эмоционально-эстетическое восприятие развивается в процессе целенаправленных наблюдений и рисования с натуры, по памяти и др. На этой основе развиваются процессе изобразительной деятельности воображение, обогащается разнообразие впечатлений.
Известно, что эстетическое отношение к действительности, рассмотренное с позиции активности субъекта, является основополагающим началом в его всестороннем развитии (Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, Н. И. Киященко, А. Ф. Лосев, и др.). Эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Б. М. Теплов и др. ; Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, Т. С. Комарова, и др.)].
В исследованиях Н. А. Курочкиной, Н. Б. Халезовой, Г. М. Вишневой показано, что художественное восприятие картины формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и нем. Восприятие картины представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой, процесс переживания впечатлений о предметах в рамках социо-эмоционального развития наблюдателя.
Одним из важнейших средств МХК, влияющим на развитие эстетического восприятия у дошкольников, является изобразительное искусство.
Живопись – это один из видов изобразительного искусства, воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости стены предметов и явлений реальной действительности. Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребенка. С годами это первое, не всегда осознанное тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство.
Эстетическое восприятие дошкольников художественных произведений, также имеет свои особенности:
- Восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях.
- Дети старшего дошкольного возраста способны это выразить в суждениях о произведении в целом.
- Дети легко узнают изображаемое и его классифицируют.
- В высказываниях детей появляются сравнения изображаемого с виденным в жизни.
Психологи (Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др.) и педагоги (В. А. Гуружапова, А. А. Мелик-Пашаева, Ю. А. Полуянова, П. М. Якобсон и др.) рассматривают эстетическое восприятие живописных картин детьми дошкольного возраста как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему миру, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.
А. А. Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделяя позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделение деталей: освещение, фон, выражения лиц людей.
С. Л Рубинштейн, Г. Т Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок.
На наш взгляд, целесообразно знакомить детей с произведениями, которые могут послужить развитию эстетического восприятия. В этом ряду мы можем назвать произведения А. В. Лентулова «Звон. Колокольня», И. И. Левитана «Золотая осень», В. М. Васнецова «Богатыри», «Иван-Царевич на сером волке», Н. Е. Чарушина «Лягушка-путешественница», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», В. М. Венецианова «Гумно», К. Е. Маковского «На попечении у бабушки», «Бабушкины сказки», И. К. Айвазовского «Девятый вал», И. И. Шишкин «Сосновый бор», «Мачтовый лес», «В Вятской губернии» и многие другие.
Восприятию картин должны предшествовать наблюдения в природе. Окружающая действительность поможет понять неповторимую красоту, созданную художником, откроет колористические возможности. И тогда, уже выполняя творческую работу, работая над рисунком, ребенок сможет найти золотистую гамму, характеризующую осень, холодные цвета зимы, нежно-голубые, светло-зеленые оттенки весны. Повторные наблюдения, художественное слово, музыка будут не только накапливать впечатления, но и воспитывать культуру образного видения, способствовать формированию художественного образа в рисунках.
Наряду с использованием пейзажной живописи, широко используется портретная живопись. Дошкольников знакомят с картинами, созданными разными художниками на одну и ту же тему («Семья» Г. П. Сорогина и «Семья» Ю. П. Кугача). Воспринимая эти картины, дети приобретают умение сравнивать различную манеру изображения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображаемому.
Практика показывает: от отбора произведений зависит успех воспитания детей, формирования у них эстетического восприятия. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроется перед его взором, чему он удивится, – все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира. Таким образом, правильный отбор произведений живописи является одним из условий творческого воспитания дошкольников. Но не только в этом его значение. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, портретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка. Скажем, понимая гуманные отношения в жанровой живописи, он попытается перенести воспринятые отношения в собственные со своими сверстниками и взрослыми. Так он учится наблюдать, всматриваться в лица людей, понимать их радости и печали, но самое главное – он учится сопереживанию.
Таким образом, от общения с изобразительным искусством дети получают прежде всего радость узнавания окружающего мира. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.
Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество, креативное мышление.
Воспринимая произведение художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в процесс восприятия картины говорят о творческом труде дошкольника.
Как видим, мировая художественная культура является важным средством формирования эстетического восприятия у детей дошкольного возраста. Любой вид искусства, будь то литература, живопись, музыка или скульптура, позволяет ребенку развить внимание, память, креативные способности; умение сопереживать, усваивать существующие в обществе ценности и нормы. Именно искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной, где реализуется творческий потенциал, речевые и изобразительные возможности ребенка. Мы полагаем, что значение опыта приобщения ребенка к мировой художественной культуре уже в детском саду для его развития и воспитания невозможно переоценить. В связи с этим мы постоянно обращаемся в своей практической деятельности к потенциалу искусства.
Нами была составлена и проведена программа развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста с использованием живописи. Была составлена программа на год, которая включала знакомство детей с произведениями отечественной художественной литературы и живописи, которое было не вычленено из общего воспитательного процесса.
Художественно-эстетическая среда в группе представляет собой пространство, заполненное произведениями искусств, позволяющими ребенку соприкасаться с красотой, знакомит его со средствами выразительности искусств и обеспечивает его самоподготовку к усвоению культурно-сенсорных эталонов, отраженных в художественном образе.
В ходе эксперимента был выявлен большой интерес у детей к различным жанрам, стилям и темам изобразительного искусства, увлеченность художественным словом. Они живо реагировали на предложенные воспитателем творческие задания по каждой теме.