Татьяна Николаева
Игры по формированию эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей первоначальной ориентировки в способах самостоятельных действий по эстетическому восприятию.
а) Игра «Ладонь в ладонь»
Цель: почувствовать себя частью коллектива
Инструкция: Дети. Взявшись за руки, преодолевают препятствия, руки расцеплять нельзя.
Материал: спортивный инвентарь для препятствий.
б) Игра «Хорошо-Плохо» вар. 1.
Публикация «Игры по формированию эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Инструкция. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положительных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.
- Хорошо, если утром быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.
Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.
в) Сочинение сказки.
Цель: развитие творчества.
Инструкция. Педагог начинает сказку и предлагает детям закончить ее.
а) Игра «Паровозик»
Цель: повысить уверенность в себе, устранить страхи. Сплотить группу, развивать умение подчиняться другому.
Инструкция: дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет вагончики, преодолевая различные препятствия.
б) Игра «Хорошо-Плохо» вар. 2.
Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:
- Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;
- Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;
- Сидеть дома - плохо, скучно;
- Можно пригласить гостей - и т. д.
Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.
Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.
Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выработка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ребёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий -) толстый, ленивый -) трудолюбивый, острый -) тупой. Затем можно взять любую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На последнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать противоречия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).
в) Составление рассказов.
Цель: развитие творчества.
Инструкция. «Один мальчик растерял вдруг все хорошие слова. Остались у него только плохие. И снится ему сон.» Дальше пусть ребенок даст волю своей фантазии. А в заключение рассказа пусть он ответит, согласен ли он с высказываниями:
• «Добрые слова поднимают людям настроение и помогают в беде».
• «Когда один человек дарит другому радость, то в мире становится больше доброты и счастья».