любовь булгакова
Опыт работы «Развитие эстетического восприятия посредством использования нетрадиционных художественных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Материал по углубленной работе
1. Введение (актуальность, цели, задачи, ожидаемые результаты, этапы работы)
2. Теоретическое обоснование темы углубленной работы
2.1. Теоритические основы нетрадиционных техник рисования.
Публикация «Опыт работы „Развитие эстетического восприятия посредством использования нетрадиционных художественных техник рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
2.2 Нетрадиционные техники рисования как средство развития эстетического восприятия.
3. План углубленной работы на 2014-2015 уч. г.
4. План углубленной работы на 2015-2016 уч. г.
5. План углубленной работы на 2016-2017 уч. г.
6. Описание опыта работы «Развитие эстетического восприятия через использование нетрадиционных художественных техник рисования».
7. Рабочая программа «Волшебные пальчики»
8. Приложение.
-НОД «Шубки для зайчат»
- НОД «Петушок»
- НОД «Грибы в лукошке»
- НОД «Ветка мимозы»
-НОД «Пушистый котёнок»
- НОД «Цыпленок».
-.НОД «Первый снег»
-.НОД «Снеговичок»
-. НОД «Чудо дерево»
-НОД с элементами народной культуры и традиций
«Матрёшка»
-.Мастер — класс «Дивные цветы».
-работы детей (продуктивная деятельность);
- Родительское собрание: «Путешествие в мир красок и фантазии»
- Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования»
-Консультация для родителей «Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке»
-Консультация для родителей «Игры с красками»
1. Введение
Актуальность
Актуальность данной темы состоит в том, что в современном мире в век бесконечного потока визуальной информации роль искусства повышается в связи с необходимостью оздоровления интеллектуально - эмоциональной сферы личности. Для этого необходимо развить у каждого человека способность эстетически воспринимать произведения искусства и действительность. Полноценное восприятие художественных произведений возможно только на основе их переживания и сосредоточенного изучения, как самих произведений, так и историко - культурного контекста, связанного с ними. Большими возможностями в области развития художественного восприятия у детей также является использование нетрадиционных техник рисования.
Таким образом, я поставила перед собой цель: использование нетрадиционных художественных техник рисования для развития эстетического восприятия.
Задачи:
Воспитательные задачи :
воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
Образовательные задачи:
расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
совершенствовать технические умения и навыки рисования;
формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня эстетического восприятия и развития художественных качеств у детей.
2. Стабилизация эмоционального фона у детей.
3. Воспитывать эстетическое восприятие к окружающей действительности у детей и родителей через нетрадиционные техники рисования.
4. Формирование у родителей представлений о художественных возможностях детей, возрастных потребностях и требований программы детского сада.
1. Этап.
Организационный (август, 2014 год)
1. изучение методической литературы.
2. создание развивающей среды группы.
3. Разработка карт педагогического наблюдения за деятельностью детей.
4. Составление рабочей программы кружка 2014-2017 уч. год
5. Составление плана работы с родителями на 2014- 2017 уч. год
6. Разработка конспектов работы с детьми и консультаций для родителей на 2014- 2017 уч. год.
2. Этап.
Основной (2014год- 2017год)
1. Организовать работу кружка «Волшебные пальчики»;
2. Разработать проект;
3. Организовать презентацию проекта.
3. Этап
Заключительный (май 2017год)
Подведение итогов.
Теоретическое обоснование темы.
Рисование одно из самых занимательных удовольствий для ребенка.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нетрадиционные техники рисования позволяют детям почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
К нетрадиционным техникам рисования относятся :
• тычок жесткой полусухой кистью,
• рисование пальчиками,
• рисование ладошкой,
• оттиск пробкой,
• оттиск печатками из картофеля,
• обрывание бумаги,
• скатывание бумаги,
• оттиск поролоном,
• оттиск пенопластом,
• оттиск печатками из ластика,
• оттиск смятой бумагой,
• восковые мелки + акварель, свеча + акварель,
• печать по трафарету,
• монотипия предметная,
• «знакомая форма — новый образ»,
• черно-белый граттаж (грунтованный лист,
• кляксография обычная,
• кляксография с трубочкой,
• кляксография с ниточкой,
• набрызг,
• отпечатки листьев,
• тиснение,
• акварельные мелки,
• тычкование,
• цветной граттаж,
• монотипия пейзажная.
Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники рисования помогают ребёнку раскрыться, понять себя, обрести уверенность в возможности реализации любого своего замысла, в том, что его точка зрения, его самобытность имеют право на существование.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. Они считали что, включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать).
За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография".
Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".
Таким образом, именно использование нетрадиционных техник рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей и является развитием эстетического восприятия.
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
План углубленной работы
по теме: «Развитие эстетического восприятия через использование нетрадиционных художественных техник рисования» 2014-2015гг.
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 этап. Организационно-подготовительный
ЦЕЛЬ: мотивация, целеполагание.
Август 2014 1. Информационный мониторинг (изучение работы МДОУ района по данной проблеме)
2. Подбор методической, справочной литературы по теме.
3. Изучение нормативно-правовой базы 2014-2015 гг.
4. Построение плана деятельности Повышение педагогической компетентности по теме углубленной работы
2 этап. Практическая системность
ЦЕЛЬ: получение продукта, результата углубленной работы за счет решения определенных задач
Сентябрь 2014 – май 2015 1. Подбор и изучение методической литературы по теме
2. Создание развивающей среды группы
3. Разработка критериев оценки педагогического наблюдения за деятельностью детей
4. Накопление практического и методического материала для разработки программы
5. Разработка конспектов работы с детьми
6. Разработка и подготовка методических материалов по работе с родителями
7. Подготовка детей и родителей к участию в проектной деятельности по теме. Повышение педагогической компетентности по теме углубленной работы, накопление знаний детей по теме, повышение педагогической роли родителей
3 этап. Контрольно-коррекционный
ЦЕЛЬ: рефлексия и коррекция деятельности
Июнь 2015 – Август 2015 1. Диагностика по реализации поставленных задач
2. Разработка рабочей программы кружка на 2015 – 2016 уч. год
3. Самоанализ по итогам первого этапа углубленной работы Выявление проблем. Разработка плана на второй год работы
План углубленной работы
по теме: «Развитие эстетического восприятия через использование нетрадиционных художественных техник рисования»
на 2015 - 2016 уч. год
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 этап. Организационно-подготовительный
ЦЕЛЬ: мотивация, целеполагание.
Август 2015 1. Подбор методической, справочной литературы по теме.
2. Изучение нормативно-правовой базы 2015-2016 гг.
3. Построение плана деятельности Повышение педагогической компетентности по теме углубленной работы
2 этап. Практическая системность
ЦЕЛЬ: получение продукта, результата углубленной работы за счет решения определенных задач
Сентябрь 2015 – май 2016 1. Реализация рабочей программы кружка «Волшебные пальчики»
Внедрение проекта по теме кружка «Волшебные пальчики»
3. Выставка детских работ «Весёлые мухоморы»
4. НОД «Нетрадиционная техника рисования с применением здоровьесберегающих технологий «Шубки для зайчат»
5. НОД «Петушок»
6. НОД «Грибы в лукошке»
7. НОД «Ветка мимозы»
8. НОД «Пушистый котёнок»
9. НОД «Цыпленок». Овладение детьми практическими навыками в ___ деятельности. Повышение творческого потенциала, эмоциональной выразительности ___ активности. Повышение педагогической роли родителей.
3 этап. Контрольно-коррекционный
ЦЕЛЬ: рефлексия и коррекция деятельности
Июнь 2015 – Август 2016 1. Диагностика по реализации поставленных задач
2. Корректировка рабочей программы кружка на 2016 – 2017 уч. год
3. Самоанализ по итогам второго этапа углубленной работы Выявление проблем. Разработка плана на третий год работы
План углубленной работы
по теме: «Развитие эстетического восприятия через использование нетрадиционных художественных техник рисования»
на 2016 - 2017 уч. год
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 этап. Организационно-подготовительный
ЦЕЛЬ: мотивация, целеполагание.
Июнь - Август 2016 1. Подбор методической, справочной литературы по теме.
2. Изучение нормативно-правовой базы 2016-2017 гг.
3. Корректировка плана деятельности Повышение педагогической компетентности по теме углубленной работы
2 этап. Практическая системность
ЦЕЛЬ: решение определенных задач для достижения предполагаемого результата
Сентябрь 2016 – май 2017 1. Реализация рабочей программы кружка «Волшебные пальчики»
2. НОД «Первый снег»
3. НОД «Снеговичок»
4. НОД «Чудо дерево»
5. НОД с элементами народной культуры и традиций
«Матрёшка»
6. Мастер — класс «Дивные цветы».
7. Выставка детских работ «Волшебные пальчики». Овладение детьми практическими навыками в ___ деятельности. Повышение творческого потенциала, эмоциональной выразительности ___ активности. Повышение педагогической роли родителей.
Открытый показ достигнутых результатов
3 этап. Заключительный
ЦЕЛЬ: анализ проделанной работы, ознакомление с результатами работы.
Презентация опыта работы на педагогическом совете