Фархутдинова Антонида Викторовна
Развитие лидерского потенциала старших дошкольников в процессе организации экологических акций
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: Развитие лидерского потенциала старших дошкольников в процессе организации экологических акций.
Цель данного проекта: Отработать на практике новую модель педагогического процесса, соответствующего Федеральным государственным стандартам (замена занятий учебного типа совместной взросло-детской деятельностью, открытость и гибкость педагогического процесса, опирающегося на решение задач образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста; построение субъект – субъектных отношений между взрослым и детьми, формирование их лидерских качеств).
Публикация «Развитие лидерского потенциала старших дошкольников в процессе организации экологических акций» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
В концепцию данного проекта вошло утверждение, что включение детей группы в экологические акции (общественно-необходимые связи) позволит каждому ребенку удовлетворить свои познавательные интересы и развить в нем лидерские качества личности – ответственность, активность, инициативность.
В течение года опробовала новую модель педагогического процесса с детьми старшей группы в процессе организации экологических акций.
В начале года провели собрание «Воспитываем «Почемучек», где подробно рассказали родителям о необходимости исследовательской деятельности детей. Все мероприятия сконцентрировала вокруг трех экологических акций : «Зернышко про запас» (сбор семян); «Добрая зима для птиц» (подкормка птиц); «Украсим землю цветами» (выращивание рассады для озеленения участка).
Организуя проведение акции «Зернышко про запас» проводила беседы: «Для чего нужны семена», «Какие бывают семена». Провели «Познавательные посиделки с родителями» в форме праздника «Что нам осень пронесла». А так же оформляли выставки творческих работ детей и их родителей. Мероприятия акций мы всегда планировали вместе с детьми, они сами выбирали виды деятельности (трудовую, исследовательскую, творческую, игровую, познавательную). Проводили эксперименты семенами: готовили семена к посадке, проращивали семена и делали зарисовки, коллекционировали семена, делали поделки из семян. Так же, детям предлагали доделать или продолжить задание дома вместе с родителями. Когда планировали мероприятия, с детьми оформляли планшет с помощью условных обозначений. Планшет вывешивали в раздевалке и ежедневно обсуждали с родителями.
Детям очень понравилось собирать семена. Их мы собирали как на территории детского сада, так и за ее пределами. Собирали семена цветочных, злаковых культур, из дома дети начали приносить семена арбузов, дынь, подсолнечника. А в детском саду предлагали детям разделить семена по назначению: для посадки, для подкормки, для творческой деятельности. Дети с увлечение занимались этой деятельностью, и родители помогали, приносили коробки, подписывали их.
Когда с ребятами семена уже собрали и разделили семена по назначению, провели акцию «Добрая зима для птиц». Провели такие беседы: «Зимующие птицы», «Наши пернатые друзья», «Берегите птиц». Родители помогли смастерить и повесить кормушки. Птиц мы кормили семенами, которые собирали дети, родители. За птицами наблюдали каждый день, какие птицы прилетели сегодня, каких птиц больше прилетело. Свои наблюдения ребята зафиксировали в альбоме «Птицы – нашего участка». В конце акции провели «Познавательные посиделки с родителями» в форме досуга «Знатоки птиц».
Организуя проведение акции «Украсим землю цветами» на первом этапе проводила беседы: «Из семечка - цветок», «Красивая клумба». Заинтересовала детей созданием фирмы «Зеленый дом». Совместно с детьми обсудили и нарисовали знак фирмы. Оформили буклеты, в которых наглядно видно какие услуги оказывает фирма «Зеленый дом» : уход за комнатными растениями, выращивание и высаживание рассады цветочных культур, выращивание комнатных растений.
На подарок мамам к празднику 8-е марта решили подготовить сюрприз и вырастить для них комнатное растение с помощью листьев, семян и черенков. Оформили на плакате последовательность. Дети сами выбирали виды деятельности: отбирали черенки растений, готовили почву, украшали горшки, выбирали место, где будут выращивать комнатные растения. На празднике было торжественное вручение подарков мамам, а в группе дети поделились с родителями своими знаниями как можно вырастить комнатное растение.
Акция продолжилась выращиванием рассады для детского сада. Для этого мы оформили схемы последовательности: фасовки и посева семян опираясь на них, дети сами выполняли трудовые действия по своему желанию. Расфасованные семена предлагали семьям воспитанников для выращивания цветочной рассады дома. В детском саду также вырастили рассаду, в процессе выращивания регулярно делали зарисовки, измерение размера цветов. Всё это позволяет ребятам глубже понять сущность развития растений, увидеть воочию «работу природы», приобщиться к созидательному труду.
На заключительном этапе проводили вместе с родителями «Познавательные посиделки», где дети легко показывали и называли не менее 4-х видов цветов, рассказывали, как надо ухаживать за комнатными растениями ит. д.
Для стимулирования познавательных интересов детей в течение всех трех акций заполняли «Книжки - «Почемучки». «Почемучки» - это личная тематическая тетрадка ребенка, в которой он собирает информацию на выбранную тему. Меня порадовало то, что ребята выбрали темы соответствующие проекту «Цветы», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Злаковые культуры», «Способы размножения растений», «Комнатные растения». Дети с гордостью рассказывали, где нашли интересные факты, кто рисовал, а кто вырезал картинки.
Своей работой я довольна, больше половины детей группы самостоятельно следуют принятым в группе нормам, правилам; самостоятельно могут организовать различные виды деятельности, используют наглядно – образные средства для решения задач, при поддержке взрослых достигают поставленных целей. Родители поддерживают традицию и высказывают желание продолжить ее.