Ольга Савинецкая
Развитие личности дошкольника в детском саду средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Михневский центр развития ребёнка – детский сад «Осинка»
городского округа Ступино Московской области
СОВЕТ ПЕДАГОГОВ № 3
«Развитие личности дошкольника в детском саду средствами музейной педагогики»
Доклад на тему:
Публикация «Развитие личности дошкольника в детском саду средствами музейной педагогики» размещена в разделах
«Приобщение детей раннего возраста к истокам народной культуры через малые фольклорные формы»
Подготовила воспитатель
Савинецкая О. В.
Февраль 2020 г.
Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Знакомя с произведениями народного творчества, предметами быта привлекаем внимание детей раннего возраста малыми фольклорными формами и таким образом приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. «Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек…» Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора во всех видах деятельности детей раннего возраста (на занятиях, в играх, в труде, в быту) позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития. Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности.
Припевками, приговорками, напевками издавна пользуются для воспитания детей, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. Сказки, загадки, поговорки, пословицы представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа.
Вслушиваясь в слова потешек «Петушок-петушок», «Водичка-водичка», «Кисонька-мурысонька», «Ладушки-ладушки» и другие; песенок «Солнышко-колоколнышко», «Как у наших у ворот», закличек «Ветер, ветрецо не дуй нам в лицо, а дуй нам в спину, чтоб идти было в силу» или «Ветер, ветер прилети, серую тучку разгони», пословиц, поговорок, их ритм, малыши играют в ладушки, притоптывают, приплясывают, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует малышей, но позволяет с помощью потешек организовывать их поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Пошёл котик на торжок», «Оладушки» разными способами: сопровождение чтения текста действием игрушки, использование пальчикового театра, шапочек, масок различных персонажей, позволяет быстрому запоминанию потешки, песенки, загадки, помогают не только показать ребёнку красоту и неповторимость окружающего мира, но и привить любовь к русской речи, слову. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время тяжёлого расставания с родителями хорошо помогает переключение внимания на яркую игрушку (кошечку, собачку, петуха и т. п., сопровождая движения игрушки чтением потешки «Петушок — петушок», «Кошка в лукошке…», «Кисонька-ласонька» и т. п. Это помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, у детей прививается представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у малышей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию, благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, это творение народа и воздействует на душу ребёнка, это духовное богатство народной культуры. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы русского языка.
Первые сказки «Курочка — Ряба», «Репка», «Теремок» и другие вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески, малыш проникается чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни, они открывают просторы для фантазирования, ребёнок познаёт сердцем свой народ. Формируя первейшие представления о традициях и обрядовых праздниках, которые были частью труда и быта русского народа, мы даём возможность детям познакомиться и с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.
Невозможно представить русские праздники без хороводов, в сюжетах которых отражены народный быт, красота родной природы. Первые хороводные игры «Пузырь», «Карусели», «Мы едем, едем, едем в далёкие края», «Мыши водят хоровод», «Курочка-рябушечка», а также подвижных игр «Курочка-хохлатка», способствует не только быстрому заучиванию текста, выполнению определённых действий, но и создают атмосферу психологического комфорта и благополучия. Настольный кукольный театр, пальчиковый театр, уголок «ряжения» в группе, где дети сами выбирают платочек, бусы, сарафан, корзиночку, используя изготовленные маски, они оказываются в мире сказок, способны пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, ощутить себя частью русского народа.
В групповой комнате имеется мини-музей «Забавушка», где собрано много экспонатов русского быта. Игровой характер занятий в мини-музее «Угостим куклу чаем», «Испекли оладушки», пение колыбельных песенок «Баюшки-баю», «Баю-бай, ты собаченька, не лай!», «Спать не хочет бурый мишка» стимулируют проявлению положительных эмоций ребёнка, дети получают первые уроки нравственности, доброты и милосердия.
Ни один праздник на Руси не проходит без музыки. Поэтому мы вводим детей в мир народной музыки, приучаем к красоте звучания народных инструментов и песен. Знакомство малышей с народными инструментам, такими как, деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки, позволяют не только рассматривать их, но и брать в руки, пробуя звучание. Они могут играть несложные мелодии «Во саду ли, в огороде», «Ладушки-ладушки» и другие. Образные, короткие, легко запоминающиеся стихи помогают детям выразить своё отношение к животным, воспитывают в детях чувство любви, заботы. Например, играя с игрушкой — коровой, приговаривают «Уж как я ль свою коровушку люблю» или «Заболел наш петушок — он под дождиком промок — и теперь не может
нам кукарекать по утрам». Используем простые попевки произведений детского фольклора.
Дети с удовольствием рассматривают книги, иллюстрации, картинки, высказывают свои мысли, отношение к услышанному произведению, поступкам персонажей. Прививая детям, любовь к природе с самого раннего возраста, мы не забываем о значении художественной литературы, устного народного творчества. Новые яркие впечатления, которые получают малыши при ознакомлении с окружающим, дополненные лучшими образцами устного народного творчества, воспитывает в детях любовь и доброе отношение к природе и всему окружающему миру. Постоянные обращения к русскому фольклору делают речь наших воспитанников богаче и образнее, чаще в повседневной жизни стали слышаться слова из песенок и потешек, пословиц и поговорок. Они способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, развивают речь, воображение, произвольность действий, умение действовать синхронно, развивают чувство ритма и слух. Признавая приоритетную роль семьи в воспитании и развитии ребёнка, организуем тесное сотрудничество с родителями т. к. родители являются первыми помощниками.
Совместная деятельность родителей, детей и педагогов способствует развитию интереса к истокам русского наследия, воспитывает любовь к родному краю, позволяет формировать представление о культурных ценностях и традициях русского народа.
Таким образом, цель работы по приобщению детей раннего возраста к национальному искусству вижу в систематическом использовании в практике своей работы малых форм фольклора, знакомства и исполнения произведений фольклора, который способен привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок получает первые представления о культуре русского народа.
Литература:
1. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П. «Играем с малышами». М-2003;
2. Картушина М. Ю. «Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2–3 лет». М-2008;
3. Матюхина Ю. А. «Развивающие игры для маленьких почемучек». М-2007;
4. Мокина Г. Б. «Игры для детей от года до трёх». Спб. Речь 2008.
Малые фольклорные формы подразделяются на несколько жанров:
колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, приговорки, скороговорки, считалки, загадки, пословицы, игры.
Хотелось бы остановиться на некоторых жанрах малых фольклорных форм в связи с тем, что мы часто используем их в работе. Особенно ценен этот опыт в группах раннего возраста.
Пестушки – это первая составляющая поэзии пествования. Поэзия пествования зародилась в давние времена. Она впитала в себя окружающую действительность: бытовую обстановку, животный мир, простейшие действия, отражение труда взрослых. Но её функция практически не изменилась и до нашего времени. Пестушки, потешки, колыбельные позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Они развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые "Ладушки», способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Наконец, они просто успокаивают малыша. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.
Но главное, что дает поэзия пествования - это налаживание контакта между родителями и ребенком с самого рождения.
Пестушки – это самые первые игровые взаимодействия с малышом, когда взрослый выполняет движения «за него», играя ручками и ножками ребёнка. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает.
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку – разумок.
По ровной дорожке, по ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам.
Бух в ямку!
Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками похлопывания ручками («ладушки», прикладывание пальчиков к головке («ушки»).
Ладушки, ладушки!
Где были? - У бабушки.
Что вы ели? - Кашку.
Пили? - Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Прибаутка – это забавное короткое стихотворение, имеющее самостоятельный сюжет.
Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го - 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики.
Собака на кухне пироги печет.
Кот в углу сухаpи толчет.
Кошка в окошке платье шьет.
Курочка в сапожках избушку метет.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому,
Кому в платок, кому в зобок,
Кому в лапочку.
Колыбельные – ритмическая песня, напеваемая для успокаивания или засыпания, сохранившая элементы заговора-оберёга.
Для наших предков всегда было таинством появление на свет ребенка. Ожидание младенца сопровождалось множеством оберегов, среди которых был строгий чин поведения беременной женщины. Едва почувствовав, что понесла под сердцем дитя, женщина осмысленно начинала создавать вокруг себя атмосферу тепла и доброжелательности. Женщина, как и раньше, управлялась с хозяйственными работами. Но она становилась осмотрительнее, мягче, чаще останавливала свой взор на красоте природы, окружающих предметов, как бы вместе с будущим ребенком осмысленно относилась к тому, что прекрасно. Тон речи ее, ее хлопоты становились нежнее, очищались ею же от всяческого раздражения, недовольства.
Прикасаясь к животику ребенка, мать спрашивала: «Как же наш каравашек? Тепленький? Сытенький? Ой, какой же он тепленький, да какой он сытенький!» - восклицала она, а сама тем временем по солнцу мягко, осторожно гладила животик малыша, успокаивая, утишая внезапную резь. Живот ребенка матушка неспроста сравнивала с хлебным караваем. Ведь именно хлебушек сохранял силу и саму жизнь. «На зернышке земля стоит, - продолжала свой уговор матушка, - а на каравашке – небушко да корни наши. Вырастешь – зернышко вырастишь, хлебушек утворишь. Господу и добрым людям угодишь».
Баю-баю, люленьки,
Прилетели гуленьки
Со святых со куполов,
Приносили ларчик снов.
Тут калачики с медком,
Тут и кашка с молочком.
Я качаю день и ночь,
Отойди, бессонье, прочь!
Отойди да отвались,
В тёмном лесе заблудись.
В тёмном лесе во кустах,
Во берёзовых листах.
Закличка – это небольшое стихотворение, обращённое к явлениям природы.
Откуда пришли заклички? Год в древнеславянском календаре делился на два сезона: лето и зима. Связаны сезоны были с периодами работы в поле. Лето начиналось в конце весны, а заканчивалось в середине осени. Связаны заклички были с подготовкой к земледельческому сезону. Сначала надо было встретить весну. Женщины пекли из теста фигурки птиц, называли их жаворонками, тетёрками, куликами. Эти фигурки разбрасывали в поле, чтобы земля богаче была. А рано утром девушки поднимались на высокие пригорки и обращались к потусторонним силам природы. А, чтобы там, «на небе», было слышно, пели заклички громкими, зычными, неестественными голосами.
В наше время заклички исчезли из обращения. Сохранились они лишь в детской поэзии для привлечения внимания ребёнка к каким-либо явлениям окружающего мира.
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
На аленький цветочек,
На кругленький лужочек.
Дождик, дождик, поливай.
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти,
Дай гороху подрасти.
Дождик, дождик, поливай,
Будет славный урожай.
Сродни закличкам приговорки – небольшие стихотворения, обращённые к представителям животного мира. Их функция в древнеславянской деревне – обеспечение рыбной ловли или охоты. В наше время приговорки, как и заклички, служат для расширения представлений малыша об окружающем мире.
Бабочка – коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки
На сосновой ветке.
Ванька, Ванька, комарок,
Улети на свой дворок.
Там твой дедушка
Кушает репушку.
Там твоя бабушка
Кушает оладушки.
Тебя ожидают,
Кусочки доедают.
Считалка – ритмически организованная литературная форма, предназначенная для распределения ролей. Большей частью считалка состоит из придуманных слов и созвучий.
Возникла считалка в древности и служила для распределения людей на работы или пересчёта. Обязанности были разными, в том числе и опасными, поэтому выходили из положения, используя такой своеобразный счёт. Но прямой счёт вызывал у людей суеверный страх. Например, не разрешалось сердить владыку леса, пересчитывая дичь. Или некоторым цифрам приписывалось могущество привлекать бесовские силы. Поэтому наши предки изобретали свой, только им понятный, пересчёт – считалку.
Ази, двази, призи, зизи,
Пятом, мятом, шума, рума,
Дуба, крест.
Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять.
Только, знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет.
Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющий с первым какое-нибудь сходство.
Загадки имеют мифический смысл. Посредством загадки проверялась мудрость, даже устраивались соревнования по отгадыванию загадок. А так же загадкам приписывалось особенное таинственное значение – это один из видов совершения Божьего суда, сулившее отгадавшему исполнение желаний, освобождение от опасности. Это очень часто находит отражение в сказках.
Надо заметить, что, если предыдущие малые фольклорные формы имеют русские корни, то загадки были очень популярны в Европе. Их специально сочиняли для забав знати.
Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Это же… (крапива)
Озорной мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крохи собирает… (воробей)
Пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом. По содержанию пословицы крайне разнообразны, даже зачастую противоречивы, имеют корни как из язычества («Взял боженьку за ноженьку, да об пол», так из народного эпоса («Битый небитого везёт», как из эпохи феодализма («Воеводою быть – без мёду не жить», так и возникшие на основе социального неравенства («Хлеб да вода – наша крестьянская еда»). Этот вид жанра стал даже по истечению длительного времени, а именно, столетий, самым необходимым и стойким в нашем быту. Пословица представляет собой не простое изречение. Прежде всего, ее суть выражает то единое мнение народа, которое сохранялось на протяжении веков, и оставалось полностью неизменным. Именно в пословицах были, когда-то давно заключены народные оценки жизненным явлениям, сопровождаемые наблюдением со стороны народа. Пословицы отражают полностью менталитет нашего народа. Пословица продолжает и по сей день хранить некие моральные стандарты, и противоречия, которые были увековечены в устную форму и словесное содержание много веков назад.
Ворона хоть и за море летала, а всё белой не стала.
Всяк сверчок знай свой шесток.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
И волки сыты, и овцы целы.
Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.
Каждая курица свой насест хвалит.
Кулик да гагара - два сапога пара.
Метил в ворону - попал в корову.
Можно и с козлом поладить, коль по шёрстке погладить.
Близка пословице поговорка – это краткое изречение без назидательного смысла, «переносная речь, простое иносказание, обиняк» (по В. Далю).
Видеть в чёрном свете
Как две капли
Как за каменной стеной
Смотреть сквозь пальцы
Море по колено
Водить за нос
Хочется привести пример для сравнения пословиц и поговорок. «Чудеса в решете» - поговорка, а «Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда» - поговорка; «Тяну лямку» – поговорка, а «Тяну лямку, пока не выроют ямку».
В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.