Олеся Майорова
План-конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Пресноводные и аквариумные рыбы» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия на тему :
«Пресноводные и аквариумные рыбы»
(старшая группа)
Коррекционно-образовательные задачи:
обогащать словарь по теме, учить согласовывать притяжательные местоимения «мой, моя» с существительными, согласовывать числительные с существительными.
Коррекционно-развивающие задачи :
Публикация «План-конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий на тему „Пресноводные и аквариумные рыбы“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Аквариум
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Пресноводные рыбы, речные
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, развивать связную речь (составление предложений, развивать фонетико-фонематические процессы, развивать зрительную память и внимание, развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
I. Организационный момент.
Загадки:
• Хвостом виляет, зубаста, а не лает.
(Щука)
• На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом)
• Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
(Аквариум)
II. Основная часть.
1) Логопед:
Сегодня мы с вами поговорим о рыбах. Если рыбы водятся в аквариуме, то это какие рыбы? (Аквариумные) Назовите их. (Золотая рыбка, меченосец, гуппи, гурами, скалярия). А если рыбы водятся в пресной воде, в прудах, озерах, реках, то как они называются? (Пресноводные) Назовите их. (Сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, форель). Как называются детеныши рыб? (Мальки) Откуда они появляются? (Из икры).
2) Пальчиковая г-ка.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать.
(Медленно сблизить ладони)
Рыбка спинку изогнула,
(Снова показать, как плавает рыбка)
Крошку хлебную взяла,
(Сделать хватательное движение двумя руками)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Снова показать, как плавает рыбка)
3) Логопед:
Давайте рассмотрим рыб и поговорим, какие части тела есть у них.
• Игра «Назови части тела рыбы»
• Логопед:
Посмотрите, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники. У щуки длинная голова и длинное тело. А у леща?
(«У леща небольшая голова и широкое тело»)
У сома огромная голова и длинное толстое тело. А у ерша?
(«У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело»)
У судака и ерша острые спинные плавники. А у сома?
(«У сома спинной плавник маленький и не острый»)
У щуки хвост большой. А у сома?
(«У сома хвост маленький»)
Посмотрите, какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?
(«Мелкая»)
А у сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?
(«Они нужны для того, чтобы ими дышать»)
А для чего рыбам плавники?
(«Плавники нужны для того, чтобы плавать»)
4) Физминутка.
«Рыбка»
Вильнет хвостом
Туда-сюда -
(Дети выполняют у-ние «Рыбка», то есть ладони соединены, выполняют волнообразные движения от себя, изображая плавающую рыбку)
И рыбки нет,
(Разводят руки в стороны)
И нет следа.
(Приподнимают по очереди то одну ногу, то другую, смотрят на пол)
5) У-ние «Подбери действие»
рыба – ловить, чистить, мыть, потрошить, запекать, охотиться, нападать, …
6) Игра «Назови признак»
ерш (какой) – колючий, маленький, серый, …
сом (какой) – большой, усатый, речной, …
щука (какая) – зубастая, хищная, пятнистая, …
карп (какой) – зеркальный, скользкий, большой, …
7) Игра «назови ласково»
рыба - … карп - …
сом - … ерш - …
щука - …
8) Игра «Про какую рыбу можно сказать «мой, моя».
9) Игра «Рыболов»
Логопед показывает цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы и спрашивает, сколько рыб поймал рыболов.
(«Рыболов поймал два судака и т. д.»)
10) Игра «Кто исчез?»
Дети закрывают глаза, логопед убирает одну рыбку, затем дети говорят, кто исчез.
11) У-ние «Назови первый звук в слове»
(карп, гуппи, скалярия, сом, меченосец,)
III. Итог занятия.
Чем мы сегодня занимались? Оценка деятельности каждого ребенка.