Ольга Васильевна Крылова
Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума
▼ Скачать + Заказать документы
Бенджамин Блум, американский психолог, занимавшийся вопросами образования и развития талантов, сказал: "Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми".
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как же развивать в ребенке навыки познавательного мышления?
Публикация «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума» размещена в разделах
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Изучая методическую литературу, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.
Б. Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: "Знаю", "Творю" "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Данный прием вносит элемент игры в образовательную деятельность детей, даже элемент соревнования, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка. Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
Работа с кубиком строится следующим образом:
Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:
1. Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.
Например - назовите сказку, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути.
- главных героев сказки «Колобок».
Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
2. Грань «Почему»-развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему колобок так поступил? Для чего это ему надо?
3. Грань «Объясни» - развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
- Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать.
- Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?
4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай, свою версию концовки сказки.
5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основываясь на личном опыте. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, «Как плохо, что (когда…», «Мне очень понравилось сказка, потому что …»
6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.
Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно спастись Колобку.
Этот приём использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Я столкнулась с проблемой, так как у детей старшего возраста запас знаний очень мал, им еще трудно сформулировать ответы по новой теме. Зачастую они хватаются за первую мысль, которая приходит им в голову. Но совместный поиск ответов, помогает еще, и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу. На этапе изучения какого-либо материала, работу с кубиком делаю групповой, то есть ответы на вопросы дети формулируют вместе.
Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают его использование.
Педагогу же этот прием помогает развивать навыки критического мышления, в активной и занимательной форме изучать знания и умения воспитанников.
Применение «Кубика Блума» на НОД на тему «Квадрат» :
Объясни что такое квадрат (это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов)
Почему квадрат не катиться?
Назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)
Предложи как из квадрата получить ромб? (перевернуть)
Придумай что может быть квадратным.
Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.
Применение «Кубика Блума» на НОД по грамоте
-Назови какие бывают звуки?
-Сравни гласные и согласные звуки
-Объясни : для чего нам нужны красные, синие и зеленные фишки
-Предложи сыграть в игру «Лилипуты и великан»
- Почему одни согласные твердые, другие мягкие
-Придумай слова которые бы начинались с согласного звука.
«Поговорим о дожде»
Опиши: дождь – мелкий, жидкий, теплый, мокрый, ледяной, сильный, осенний. (опиши формы, размер, цвет)
Почему – в отличие от снега дождь идет весной, летом, осенью и редко зимой. (сравни, укажи сходство и различие)
Предложи - грусть (с каким настроением ассоциируется дождь, можно промочить ноги и заболеть.
Объясни – дождь это вода, увлажняет почву, питает растение, (расскажи из чего состоит, как сделано)
Придумай – можно собирать для полива (Как и для чего можно использовать дождевую воду) Или предложения со словом дождь, рассказ о дожде и т. д.
Предложи- (сыграть в игру, понаблюдать, поэкспериментировать)