Ирина Гурова
Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы.
▼ Скачать + Заказать документы
Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий, умеющий решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью приёмов мышления.
Публикация «Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ, Актуальность проблемы,» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Необходимость целенаправленного формирования приёмов мышления в процессе обучения и воспитания осознаётся психологами и педагогами. Известный детский психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».
Организация обучения и воспитания детей с ОВЗ предусматривает коррекционную работу по преодолению различных нарушений, имеющихся у них: двигательных, речевых, а также и работу по развитию всех психических функций, в том числе, мышления.
Многие исследователи (Люблинская А. А., Матасов Ю. Т., Петрова В. Г., Рубинштейн С. Я., Шиф Ж. И., и др.) отмечают, что необходимо заниматься изучением особенностей мыслительных операций и их коррекции у детей с ОВЗ в процессе их развития. Целенаправленные занятия по формированию мышления приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей.
Зачем развивать мышление дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык мышления, способность «действовать в уме». Овладев мыслительными операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Иногда случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школьному обучению, в первом классе оказывается не слишком успешным. Причиной этого часто является то, что взрослые, обучая его умениям и навыкам – чтению, счету, нередко и письму, часто забывают о необходимости развивать его мыслительные способности. В процессе обучения в начальной школе, младшему школьнику приходится обобщать, сравнивать и классифицировать, определять закономерности и самостоятельно делать выводы.
Не имеющему развитого мышления первокласснику будет довольно сложно втянуться в учебный процесс. Ребенку, не овладевшему приемами мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Не следует ждать, когда мышление ребенка приобретет черты, свойственные мыслительной деятельности взрослых. Следует начинать развитие мышления уже с младшего дошкольного возраста.
В связи с этим, перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача создания оптимальных условий для развития у детей основных мыслительных операций.