Шабакова
Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Тико»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детей
среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «ТИКО»
Актуальность и новизна опыта
Публикация «Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора „Тико“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Тико-конструктор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Когда высшее руководство страны говорит о необходимости модернизации в России и делает ставку на инновационные технологии, сфера образования не может оставаться в стороне от этого государственного заказа.
Одной из таких технологий деятельностного типа является конструирование. Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала. Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх, одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей.
В процессе целенаправленного обучения у дошкольников, наряду с техническими навыками, развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.). Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.
Теоретическая обоснованность опыта
В работах отечественных психологов и педагогов установлено, что конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. В процессе предметно-чувственной деятельности ребята способны выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать между ними связи и отражать их в образной форме.
Одним из инструментов развития творческих и логических способностей детей выступают игры с конструктором ТИКО для плоскостного и объёмного моделирования.
Идея создания конструктора ТИКО принадлежит доктору физико-математических наук, профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру.
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.
Для детей разных возрастов предлагается широкий выбор конструкторов ТИКО, из которых можно создать бесконечное множество игровых фигур.
Системность и технологичность опыта
Внедрение в образовательный процесс ТИКО- конструирования как технологии деятельностного типа начала со средней группы. Основной целью моей работы стало формирование у дошкольников конструкторских способностей и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
На протяжении всего периода работы над опытом являлась участником экспериментальной деятельности в рамках региональной площадки по теме «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ».
В январе 2017 года прошла курсы по теме: «Современные средства развития конструктивно- модельной деятельности дошкольников в контексте ФГОС».
На подготовительном этапе создания условий для внедрения технологии ТИКО конструирования в образовательную деятельность разработала перечень мероприятий, который включил в себя:
- анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды по конструктивной деятельности в группе в соответствии с ФГОС ДО;
- разработку методического и дидактического материала.
Работа с детьми
Для реализации технологии ТИКО конструирования в состав рабочей группы в которую я входила была разработана рабочая программа «Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора «ТИКО».
Основное предназначение Программы - амплификация (обогащение) детского развития посредством интеграции современного конструктора ТИКО в образовательную деятельность с детьми пятого – восьмого года жизни.
В соответствии с федеральным стандартом Программа построена на принципах:
- индивидуализации дошкольного образования, который учитывает интересы, способности, возрастные и психологические особенности каждого ребенка;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых. Реализация данного принципа предоставляет детям возможность высказывать свои взгляды, мнение, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями;
- последовательности, который предполагает овладение ребенком конструктивных навыков от простого к сложному.
Образовательная деятельность по развитию у дошкольников познавательных действий и конструкторских умений осуществляется в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Конструктор ТИКО интегрирован в конструктивно-модельную деятельность, которая проводится 1 раз в неделю в вечернее время в соответствии с циклограммой деятельности педагога и детей. Кроме того, используется в ООД по ФЭМП как средство освоения математических понятий, формирования пространственных и логических представлений.
)
Также в театрализованной деятельности как средство для создания декораций. Вне организованной деятельности в группах работает центр конструирования.
В программе определены формируемые представления и умения, формы и методы образовательной деятельности по ТИКО конструированию.
Во время образовательной деятельности осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Занятия строю на основе практической работы с конструктором ТИКО и знакомлю детей с такими видами творческого конструирования как :
1) исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.
2) свободное исследование, в ходе которого дети создают различные простейшие модели.
На занятиях по конструированию и в свободной деятельности дети придумывают, фантазируют, создают оригинальные конструкции из ТИКО, тем самым развивая творческое и техническое мышление.
Работа с родителями:
Успешность работы по реализации Программы зависит и от тесного сотрудничества с семьей. Для педагогического просвещения и повышения компетентности родителей в вопросах по данному направлению использую разнообразные формы.
Информацию об особенностях и возможностях конструктора ТИКО довожу до сведения родителей на собраниях, игротеках, в индивидуальных беседах.
Материалы по теме размещаю в папках-раскладушках, на информационном стенде, на сайте детского сада, что позволяет изучить содержание в домашних условиях.
Работа с педагогами
На этапе внедрения главной задачей стало ознакомление педагогического коллектива с технологией ТИКО конструирования через разнообразные формы методической работы.
На практико-ориентированной консультации «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО конструктором для объёмного моделирования» познакомила педагогов с ТИКО конструктором и его возможностями.
В рамках тематического контроля «Развитие конструктивных навыков у детей» приняла участие в смотре-конкурсе «Современный центр конструирования», где заняла 1место.
Экскурсия в группу позволила коллегам расширить представления о создании данного центра.
На творческой неделе показала открытое занятие по конструктивной деятельности в средней группе.
На районном методическом объединении представила педагогам сообщение из опыта работы и провела мастер - класс на тему «Конструируйте с детьми вместе» .
.
На совещании при заведующем выступила с материалами из опыта работы по теме.
Таким образом, сотрудничество с педагогами определяет творческий и познавательный характер процесса, обуславливает его результативность.
Результативность опыта
На этапе обобщения можно подвести некоторые итоги и сказать, что в результате внедрения в образовательную деятельность конструкторов ТИКО :
- у детей наблюдается повышение интереса к конструктивной деятельности (дошкольники с удовольствием конструируют простейшие плоскостные и объемные модели по образцу, схеме, замыслу)
динамика формирования:
• Регулятивных умений (планировать и организовать собственную деятельность в процессе конструирования)
• Познавательных умений (выделять цвет, форму, величину деталей, анализировать предмет, выделяя его основные части, различая их по величине и форме, устанавливая пространственное расположение частей предмета относительно друг друга.)
• Коммуникативных умений (договариваться, взаимодействовать друг с другом в процессе совместного конструирования)
Положительным моментом стало то, что конструктор ТИКО прекрасно дополняет комплексно-тематическое планирование как эффективное средство создания моделей окружающей действительности по теме недели.
Результатом работы можно считать участие детей в конкурсах разного уровня.
На районном конкурсе детского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина» в номинации «Технические виды творчества» ребята заняли первое место.
Анализ анкетирования родителей показал, что после проведенной работы:
- 89% уверены, что конструирование призвано развивать функции мышления, памяти воображения, внимания
- 79% считают, что проводимые мероприятия по направлению необходимы и важны
- 84% поддерживают интерес ребенка к конструированию дома. Инновационная технология ТИКО конструирования, разработанный методический и дидактический материал внедрены и активно используются педагогами учреждения в образовательной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.