Лучший педагог года

Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализации

Екатерина Дацук
Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализации
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализации

Дацук Е. С.,

МБДОУ «Детский сад-ясли №8 «Иволга» имени заслуженного учителя Российской федерации Гайнутдиновой Валентины Брониславовны», Россия

Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализации

Публикация «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализации» размещена в разделах

Общеизвестно, что художественно-эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). это положение нашло отражение в ФГОС ДО [7, с. 8]. Кроме того, «Национальная доктрина об образования до 2025 года» обозначает задачу о формировании культуры, а также всестороннее и своевременное развитие детей [1, с. 4]. Исследования проблемы развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста, посредством театрализации русских народных сказок подчеркивается большим количеством исследований, авторы которых (О. Н. Бакумченко, Л. М. Беглуева, М. В. Бызова, О. В. Коротких, И. В. Кочерова, В. Т. Кудрявцев, И. Н. Севастьянова, Л. Х. Цеева, Г. А. Щербакова, Д. С. Юсупова и др.) анализируют различные ее аспекты.

Для развития творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях ДОУ педагогам необходимо: создавать условия для осознания ребенком своей индивидуальности; способствовать раскрытию творческих способностей каждого ребенка; создавать ситуации успеха для каждого ребенка; формировать устойчивое положительное отношение к творчеству. Это возможно при организации взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества, учете индивидуальных и возрастных особенностей детей; уважении мнения и личной позиции ребенка [6]. Младший дошкольный возраст характеризуется становлением и интенсивным развитием творческого воображения у детей. Они фантазируют, сочиняют истории, основой которых выступают первые сказки. Младшие дошкольники знакомятся с русскими народными сказками путем прочтения, прослушивания и просмотра различных мультфильмов по сказкам [5, с. 122].

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку так как связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получает эмоциональное наслаждение [8]. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

По мнению Антипиной Е. А. театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость [2, с. 5].

Характерной особенностью театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте является фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л. В. Артемова, Л. В. Ворошнина, Л. С. Фурмина и др.). театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов) [3].

Дети 3-4 лет не умеют самостоятельно создавать образ, поэтому игры драматизации для них не подходят, что не сказать о режиссерской игре, в которой «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д. [3, с. 24].

В настоящей статье автор предлагает свой опыт по развитию творческих способностей с использованием кукольного и пальчикового театров. Организация и работа кукольного и пальчикового театра предполагает несколько этапов: предварительный, основной и заключительный.

На предварительном этапе прочитывается (прослушивается или просматривается) сказка; сравниваются иллюстрации сюжета сказки разных авторов для расширения представлений ребенка. Этот этап является наиболее важным в проведении дальнейшей театрализации сюжета.

На основном этапе происходит театрализация сюжета сказки, которую разыгрывает сам воспитатель. Этот этап должен быть ярким и интересным для детей, в связи с этим эмоциональная окраска персонажей необходима это является залогом успешного запоминания и установки морали каждой сказки. Для проведения данного этапа можно использовать разных персонажей, которые присутствуют в большом количестве русских народных сказок. Общение с детьми организовано от имени выбранного персонажа, который начинает повествование сказки, как непосредственный участник событий. Время театрализованного действия - 15-20 минут

На заключительном этапе педагог разыгрывает театрализованное представление вместе с воспитанниками. Желание детей принять участие в театрализации обусловлено возрастными особенностями ребенка младшего дошкольного возраста, именно в 3-4 года дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. На этом этапе дети изменяют, добавляют свои представления о персонажах, дополняют сказку своими детскими фантазиями и творят новый сюжет на основе им известного. А грамотно поставленные вопросы педагога, выделяющие мораль сказки, побуждают малышей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. На данном этапе происходит развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста путем видоизменения и дополнения сюжета.

Таким образом, театрализованная деятельность, организованная посредством кукольного и пальчикового театров в ДОУ, способствует более эффективному развитию творческих способностей детей 3-4 лет в ДОУ.

Литература:

1. «Национальная доктрина об образовании до 2025 года». –Электронный ресурс. – Режим доступа URL : https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду : игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003.- 128 с.

3. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991. 127 с

4. Бызова М. В. Развиваем творческие способности дошкольников в театрализованной деятельности (из опыта работы)// Одаренный ребенок. - 2015. - № 4. - С. 86-94.

5. Выготский Л. С. – Психология М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

6. Колокольникова З. У., Лобанова О. Б., Колесникова Т. А. Диагностика развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 1. – С. 33-40;

URL : https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1737 ( дата обращения: 31.01.2019).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013. –Электронный ресурс. – Режим доступа URL : https://fgos.ru/

8. Юсупова Д. С., Мелехина Н. В. Развитие творческих способностей дошкольников в условиях ДОУ // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - № 3-1. - С. 76-79.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии «Ум ребенка - на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм рисования Актуальность Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности 1СЛАЙД: ТИТ. ЛИСТ 2 СЛАЙД: высказывание В. А. Сухомлинского 3СЛАЙД: ЦЕЛЬЮ ДАННОГО ПРОЕКТА ЯВЛЯЕТСЯ: *Изучить процесс развития творческих.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей посредством нетрадиционных форм изодеятельности «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через нетрадиционные формы изодеятельности». Формирование творческой.

Мастер-класс: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности. Согласно ФГОС, использование.

Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования»Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования» Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством Лего - конструирования «Конструируя,.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографииРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии «Истоки творческих способностей и дарований ребёнка на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом.

Статья на тему: «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста» Развитие художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Развитие детского творчества является актуальной проблемой.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализации
Опубликовано: 14 октября 2019 в 11:19
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализации» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Дацук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД