Людмила Юрьевна Маслова
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка - на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является, изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается красивое, необычное.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином.
«Ум ребенка - на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Понаблюдав в непосредственной образовательной деятельности в группе, я увидела, что мелкая моторика и детская речь не совсем развита у многих детей, и если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Существует множество разных методик по развитию мелкой моторики, методика пластилинография меня больше всех увлекла, что именно эта методика позволяет развить не только мелкую моторику, но и творческие способности детей.
Мною была изучена литература по данной теме, (Слайд, серии книг (слайд)Давыдовой Галины Николаевны. В её книгах разработаны занятия с раннего возраста до подготовительной группы по различным темам, это помогло мне как в проведении данных занятий, так и в разработке программы по дополнительному образованию. Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. (слайд)
Что же нужно для этого творчества?
Знакомимся с секретами пластилиновой техники. Материалы для создания пластилиновой картины : картон с контурным рисунком или картон, покрытый скотчем; набор пластилина; салфетка для рук;с теки бросовый и природный материалы. Использование художественного слова, игровых методов и примов заметно оживляет занятия, вызывает интерес деток, позволяет достичь успехов в формировании у них изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей. (слайд) какой бывает пластилин, его разновидности, техники, меры предосторожности в работе с ним. Узнала, какие нужны инструменты, и как правильно подготовить место для работы с пластилином. (слайд). Своими знаниями я поделилась с родителями, проведя несколько консультаций и бесед.
Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. На своих занятиях в младшей группе я предлагала детям шаблоны (березка, гриб мухомор, божья коровка, ёлочка,.) где дети дополняли картинки деталями из пластилина. отщипывали, раскатывали шарики в пальчиках, сплющивали, прикреплял к шаблону) (слайд)
В средней группе мы учились размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба прима.
• Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
• Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.
Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы, например, "Солнышко" (на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг); "Цветы на траве" (зеленый пластилин размазываем по гладкой основе, сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху). Подобным образом декоративно изображаются "Осенние листья на земле", "Падающий снег", "Ежик", "Разноцветный салют", "Гирлянды на елочку". На своих занятиях творчеством обязательно использую стишки, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству и поощрить ребенка, например:
Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,
Налеплю цветов повсюду, нарисую василёк.
А ромашки, незабудки, лютики-малютки
Будут солнцу улыбаться, теплым летом наслаждаться!
Мы слепили колобков,
Сплющили их с боков.
Тут же получился блин,
Очень мягкий (пластилин).
Техника для старших дошколят
В старшей и подготовительной группе планирую использовать более сложную технику (из жгутиков, создавая лепные картины. (слайд)
Подобные творческие занятия с детками несложно организовать в домашних условиях. Главное, чтобы родители сами должны быть заинтересованы пластилинографией, тогда и ребёнок увлечется этим видом творчества. В процессе об учения детей созданию картинок из пластилина я не ставлю перед ними очень сложных задач, подкрепляя их уверенность в собственных силах, избегая переутомления. Поощряю даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять радость общения, познания, труда, игры, отдыха.
Для ознакомления родителей с успехами детей в приёмной систематически оформляю выставки детских работ, которые участвуют в конкурсах различного уровня и занимают призовые места. В конце года проводится смотр-конкурс детских работ «Пластилиновое чудо».