Ксения Владимировна Попова
Развитие коммуникативных способностей, как одно из условий успешной социализации детей с моторной алалией
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных способностей, как одно из условий успешной социализации детей с моторной алалией
К. В. Попова,
учитель-логопед, первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Алёнка», г. Абакан.
Развитие коммуникативных способностей как одно из условий успешной социализации детей с моторной алалией.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей, как одно из условий успешной социализации детей с моторной алалией» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Современный этап развития отечественной системы специального образования проходит под эгидой включения детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающий социум, признания прав этой категории детей на получение образовательных услуг наравне со здоровыми сверстниками. Вхождение в социум детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) затруднено целым рядом причин, среди которых нарушение познавательной деятельности, своеобразия эмоционально-личностной сферы, проблемы интеллектуального, сенсомоторного и речевого плана. Важнейшим условием успешной социализации ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями, как и для его, успешно развивающегося сверстника, является человеческое общение.
В настоящее время в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества детей со сложной структурой речевого дефекта. Поэтому очень остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционно-педагогического воздействия в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста.
Социализация детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают затруднения в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе, у них отмечаются трудности взаимодействия с социальной средой, адекватного реагирования на происходящие изменения, в достижении своих целей, что может привести к дисбалансу в поведении.
Всё большую значимость приобретает положение Л. С. Выготского о том, что построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребёнка. Семья, как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности.
Работая в дошкольном образовательном учреждении, год от года количество детей с тяжелыми нарушениями речи не уменьшается. Ежегодно в своей практике я отмечаю трех-четырех «неговорящих» детей в возрасте от 3 до 4 лет. Чаще всего у них наблюдается моторная алалия. Больших усилий и слаженной работы сразу нескольких специалистов (воспитателя, учителя-логопеда, психолога) требует процесс устранения у дошкольников её проявлений. Эта работа подразумевает коррекционное, воспитательное, развивающее и обучающее воздействие.
Такие дети испытывают трудности коммуникативного характера, им трудно установить контакт со сверстниками, так как сказывается недостаточность языковых средств. Дети старшего дошкольного возраста начинают стесняться своего дефекта, появляются комплексы. Поэтому важнейшей задачей педагогов ДОО является обеспечение их благоприятного социально-личностного развития и социализации в обществе.
В нашем учреждении формируется система педагогического сопровождения дошкольников с нарушением речи. Педагогическое сопровождение осуществляется учителем-логопедом и воспитателями группы, которую посещает ребенок с тяжелым нарушением речи.
Работа учителя-логопеда ведется в трех направлениях:
1. Работа с ребенком – коррекция речевых нарушений.
2. Работа с родителями - приобщение их к проблемам ребенка.
3. Работа с воспитателем – взаимосвязь, выполнение еженедельных рекомендаций.
Логопедические занятия требуют определенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений особенно на первом этапе, стали: установление эмоционального контакта с ребенком, формирование его речи, эмоционально-волевой сферы, развитие интеллекта, моторики, произвольных движений, совмещенных с речью, обогащение словаря и представлений об окружающем мире. Он, традиционно, наиболее сложный, потому что его задача - создание стимулов, «пусковых механизмов», позволяющих детям в дальнейшем усваивать всю языковую систему в целом. На практике это выражается в создании ситуаций, побуждающих к речевому общению, упражнениях по вслушиванию в речь, формирование ответных двигательных или звуковых реакций ребёнка, пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными предложениями. Одновременно эти упражнения преследуют цель формирования подражательности движений, наиболее часто употребляемых в жизни и быту детей.
На втором этапе формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений и их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основные единицы речевого высказывания. Общение логопеда и ребенка происходит на фоне действия ребенка с предметами: «Кого ты несёшь?», «Что ты делаешь?».
На третьем этапе формируется связная речь, коммуникативные умения, автоматизация грамматических структур.
В настоящее время в нашем ДОО внедряются новые формы работы с родителями – проведение совместных с учителем-логопедом, воспитателем, с детьми и родителями занятий. Сначала родители получают теоретические знания – устные консультации, памятки, буклеты с полезной информацией. Затем родитель (мама) присутствует на занятии в роли наблюдателя, учится копировать действия логопеда, соблюдать последовательность, чтобы в дальнейшем повторять занятия дома. Далее маме предлагается поучаствовать в отдельных эпизодах занятия.
На открытых фронтальных занятиях по подготовке детей к обучению грамоте родители видят каких успехов достигли их дети после совместной работы. Они видят своих детей в коллективе и это дает возможность адекватно оценить возможности и способности своего ребенка. Такая совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи своих детей. Менее ответственных родителей такая система дисциплинирует и заставляет повернуться лицом к проблемам ребенка. В результате у ребенка появляется возможность намного быстрее преодолеть трудности речевого характера, а значит решить сопутствующие проблемы – социализации в обществе.
Другим, не менее важным направлением работы учителя-логопеда является сотрудничество с воспитателями. Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется со следующими целями:
- повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;
- активизация речевых, познавательных, эмоционально-личностных возможностей детей с нарушением речевого развития;
- осознание ребенком своего социального статуса и освоение основных способов социального взаимодействия.
Совместная работа воспитателей и логопеда дает положительные результаты. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. В ходе такого педагогического сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в образовательную среду происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию их социальной активности в обществе.
Литература
1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-64 с.
2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. Н. Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М. : Просвещение, 1973.-222с.
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2005г.
- 192с.
4. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы её преодоления. - СПб. 2006.- 196с.