Ирма Рзаева
Педагогический совет на тему «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Современная практика организации игровой деятельности»
Слайд 1. “Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
Публикация «Педагогический совет на тему „Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Слайд 2. «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В Федеральных государственных образовательных стандартах ДО к образовательным программам игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития.
Слайд 3. Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка.
Слайд 4. Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства для игры; 3) отсутствие соответ-ствующей предметной среды, поддерживающей игру: 4) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 5) жесткое программирование свободного времени детей; 6) технологизация и коммерциализация детской игры. Технологизация детской игры: компью терные игры, мультфильмы и пр. Данная деятельность является пассивной и тормозит развитие ребенка, формирует зависимость от постоянного притока внешней сенсорной стимуляции.
Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается родителями, чиновниками. ФГОС ДО вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру. Возвращение оказалось радостным и мучительным одновременно. Для реализации ФГОС ДО при построении воспитательнообразовательного процесса в ДОО важно ответить на вопрос: игра должна быть спонтанной или ее надо направлять? Ответ заключается в следующем. Выделяются две стратегии развития детей:
• зона ближайшего развития – условия создает взрослый, ему принадлежит главная роль, он действует с детьми, знакомит с играми, направляет их развитие;
• зона вариативного развития – взрослый создает условия и оказывает на детей опосредованное воздействие через «продвинутого» сверстника, с которым они включаются в совместную деятельность, общаются и учатся друг у друга. В данном случае игра выступает в качестве школы неопределенности, спонтанности, непредсказуемости, свободы, но требует ответственности. Примером может являться взаимодействие в разновозрастной группе, когда дошкольники учатся в совместной деятельности друг у друга, а также знакомство с поговорками, считалками, играми, которые передаются из поколения в поколение в детской субкультуре.
Слайд 5. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Эти и другие вопросы мы и попытаемся решить на сегодняшнем заседании Педсовета.
Депривация детской игры как риск современного дошкольного детства: причины и способы преодоления в условиях ФГОС ДО Аннотация. В статье рассматри ваются вопросы, связанные с реду цированием (сокращением) типично детских видов деятельности, и в частности игры. Раскрываются при чины депривации (исчезновения) детской игры как риска современ ного дошкольного детства. Пред ставлено новое понимание детства в идеологии ФГОС ДО. Описывается значение игры как сквозного меха низма развития ребенка для подго товки к школе. Выделены особенно сти партнерской позиции педагога при формировании играющего дет ского сообщества. Рассмотрены стра тегии игрового взаимодействия с детьми, ценностные ориентации ро дителей и ошибки построения детско родительских взаимоотношений. Ключевые слова. Игра, детство, Стандарт, депривация, развитие, социализация, педагог.
Инновационный характер фе дерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) заключается в его идеологиче ских установках, одна из которых определяет реализацию основной образовательной программы до школьного образования (ООП ДО) в трех формах работы с детьми: 1) игра; 2) познавательноисследо вательская деятельность; 3) твор ческая активность, обеспечиваю щая художественноэстетическое развитие ребенка (ФГОС ДО, п. 1.2). Игра как «сквозной механизм развития ребенка» Конкретное содержание обра зовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных осо бенностей детей, определяется це лями и задачами Программы и мо жет реализовываться в различных видах деятельности, или «сквозных механизмах развития ребенка» : об щение, игра и познавательноис следовательская деятельность (ФГОС ДО, п. 2.7). Модернизация дошкольного образования с позиций консерватизма и «детоцентризма» Модернизация системы россий ского дошкольного образования связана с его выделением в качестве первого уровня общего образования, что, по мнению социологов, должно привести к ро сту социального статуса дошкольных орга низаций. Образовательная система в целом характеризуется консервативностью, поэ тому на все социальноэкономические из менения она реагирует с задержкой, посте пенно, что следует воспринимать как одну из ее положительных сторон. Изменения в си стеме дошкольного образования должны происходить крайне осторожно, с позиций консерватизма и «детоцентризма», с опо рой на традиционные культурные ценности, приобщение к которым происходит в детских видах деятельности, в том числе и в игре. Как отмечал Д. Б. Эльконин, «обучение входит в мир ребенка через ворота детской игры». Поэтому школьноурочная система обучения, разработанная великим педагогом Я. А. Ко менским, неприемлема в работе с детьми до школьного возраста. Форма урока пред усматривает монолог, авторитарную позицию педагога во взаимодействии с детьми, в то время как дошкольнику необходимо со действие со взрослым посредством игро вых методов и приемов. В настоящее время со стороны родителей и школы на первое ме сто ставится задача подготовки детей до школьного возраста к школьному обучению как социальный заказ, удовлетворение ко торого приводит к тому, что детская игра под меняется формами обучения. Новое понимание детства в идеологии ФГОС ДО Идеология ФГОС ДО, направленная на со хранение самоценности дошкольного детства, выражается в следующих формулах: • детство ради детства; • от диагностики отбора к диагностике раз вития; • поддержка разнообразия детства; • школа готовится и адаптируется к ре бенку; • социализация и индивидуализация раз вития; • готовность к развитию; • развиваться, развиваться и развиваться; • занятие есть «занимательное дело»; • образовательная деятельность в про цессе организации детских видов деятель ности; • приоритет совместной партнерской дея тельности взрослого с детьми; • нацеленность на создание условий со циальной ситуации развития ребенка; • вариативность форм, методов, техно логий работы с детьми и др. Таким образом, новое понимание дет ства связано с субъектной позицией ребен ка, которая характеризуется проявлением любознательности, инициативы, самостоя тельности, творческой активности как це левых ориентиров или векторов развития. Чтобы реализовать тезис «дошкольник дол жен оставаться любознательным почемуч кой», необходимо обогащать эмоциональную сферу детей, которая влияет на формиро вание мотиваций, потребностей и определяет динамику их интеллектуального развития. «Школяризация» дошкольного детства как отрицание ценности самого периода детства Один из рисков современного дошколь ного детства состоит в сокращении, редуци ровании типично детских видов деятельности, таких как игра, рисование, конструирова ние, восприятие драматических произведе ний и пр. Это, в свою очередь, снижает по тенциальный уровень развития ребенка, обедняет его, не способствует формированию играющего детского сообщества, социальных умений и навыков, которые в идеологии ФГОС ДО являются составляющими понятия «готовность к развитию». В итоге остаются виды деятельности, не имеющие решающе го значения для развития ребенка дошколь ного возраста, препятствующие возникно вению психических и личностных новообра зований. Это приводит к доминированию ак селерации развития – подхода, который как движение возник в 60е годы прошлого века. Он ориентирован на ускорение темпа разви тия ребенка, обогащение предметной (зна ниевой) составляющей в угоду амбициозным запросам родителей и педагогов, что спо собствует появлению признаков проблемы раннего обучения детей (невротические, пси хосоматические симптомы и др.). ФГОС ДО предусматривает построение воспитательно образовательного процесса на основе друго го подхода – амплификации развития, пред усматривающей обогащение эмоциональной сферы детей посредством вариативных форм работы (игра, опыты, коллекционирование, на правленных на поддержку инициативы и раз нообразия дошкольного детства. С учетом вызовов и рисков современной со циокультурной ситуации оформилась тен денция к «школяризации» (В. С. Собкин) до школьного детства, когда школьные виды дея тельности и формы обучения переносятся в содержание работы детского сада. Это при водит к отрицанию ценности самого перио да детства, унифицирует его, ориентирует пе дагогов на жесткость и предметность по строения образовательного процесса с целью подготовить ребенка к школе. Фундаментальные теории развития и право ребенка на игру как основной закон детства Теоретикометодологические основы до школьной педагогики и психологии пред ставлены ведущими подходами к проблеме развития ребенка : культурноисторическим (Л. С. Выготский); деятельностным (А. Н. Ле онтьев); личностным (Л. И. Божович, В. В. Да выдов, Д. Б. Эльконин и др.). Отечественная научная психологопеда гогическая школа считает одним из главных прав ребенка дошкольного возраста право на игру (Е. О. Смирнова). Существуют нормативноправовые доку менты, в которых зафиксированы и отстаи ваются права на детскую игру: Конвенция о правах ребенка, Международная Ассоциа ция по защите детской игры (IPA – Interna tional Play Assotiation, основанная в 1961 г. в Европе. Причины депривации детской игры В частности, члены Ассоциации исследо вали причины депривации детской игры, сре ди которых основными называют следующие: • Отсутствие понимания взрослыми, ро дителями, политиками важности игры в детском возрасте. В большинстве случаев она противопоставляется занятиям и труду. • Сокращается безопасное пространство игры. Дети все время находятся под контро лем взрослых, практически не играют во дворе. • Современные игрушки препятствуют развитию детской игры. В большинстве слу чаев игрушки служат только для развлечения и привлечения внимания. • Приоритет и доминирование в воспи тательнообразовательном процессе заня тий как дидактической формы учебной дея тельности. Занятия с дошкольниками яв ляются очень важными, их результаты всегда очевидны. А в игре, наоборот, результаты не видны. Поэтому многими родителями игра воспринимается как бесполезное время препровождение для ребенка. • Деятельность детей имеет жесткое программное время. У современных детей мало времени для игры. Подготовка ребен ка к школе остается основным занятием. • Технологизация детской игры: компью терные игры, мультфильмы и пр. Данная дея тельность является пассивной и тормозит развитие ребенка, формирует зависимость от постоянного притока внешней сенсорной стимуляции [10]. Игра готовит ребенка к школе Участники образовательных отношений порой не понимают сущности игры. Играть – значит воображать, т. е. создавать мнимые си туации (сюжеты). Развитие знаковой функции сознания позволяет ребенку решать задачи не на уровне предметного (практического) пла на, а посредством внутренних психических действий (мнемических, мыслительных, пер цептивных и пр.). В основе учебной деятель ности лежит способность оперировать зна ками, формулами, понятиями, умозаключе ниями и пр. Таким образом, хорошо развитое воображение в дошкольном детстве – залог больших успехов в будущем. Партнерская позиция педагога в игровом взаимодействии с детьми Формирование детской субкультуры и иг рающего детского сообщества должно строиться с учетом тезиса Л. С. Выготского – «правильно организованное обучение ведет за собой развитие». Ведущая роль взрослого заключается в том, что он должен уметь иг рать, организовывать детские виды деятель ности («культурные практики», учить до школьников общаться и играть друг с другом. Наблюдения показывают, что многие дети не могут самостоятельно начать и организовать игру, им требуется помощь взрослого. Толь ко через педагога, проявившего инициативу, создавшего сюжет и организовавшего иг ровое пространство, дети включаются в игру, которая возможна лишь при непо средственной недирективной поддержке. Поэтому в соответствии с требованиями ФГОС ДО в игровом взаимодействии с деть ми педагог должен выступать в качестве партнера, который умеет мотивировать детей, сотрудничать с ними, получать общий ре зультат, т. е. обладает набором компетенций на уровне профессионального стандарта «Пе дагог». Ценностные ориентации родителей по отношению к дошкольному детству В решении проблемы депривации детской игры как риска современного дошкольного детства большую роль играет построение дет скородительских взаимоотношений и мо делей поведения взрослых. Например, на консультации у психолога некоторые роди тели говорят о том, что их ребенка обижают сверстники, с ним никто не играет, он изгой, не признан в детском сообществе. На самом деле причины заключаются в том, что ребе нок не умеет общаться, он агрессивный, ни с кем не считается, у него не сформированы коммуникативные умения и навыки, отсюда трудности в общении и адаптации в социуме. Исследования показывают, что современ ные родители в большей степени ориенти рованы на позитивную социализацию ре бенка. По отношению к процессу воспитания и обучения детей в иерархии ценностных ори ентаций и приоритетов родителей на первом месте стоит формирование жизненных уме ний и навыков, коммуникации, мотивов и потребностей, в то время как задачи по под готовке к школе приобретают второстепен ное значение. Ошибки стратегий родительского воспитания Одна из ошибок заключается в том, что ро дители вмешиваются в приоритеты ребенка, указывая ему, с кем дружить и играть, кого из сверстников предпочитать и игнорировать, за кладывая тем самым базовые ценностные представления и ориентиры. Это может при водить к снижению детских контактов и не желанию вместе чтото делать, играть, со трудничать. Психологи утверждают, что если мама часто не разрешает с кемто общаться, то в зависимости от индивидуальных осо бенностей ребенок может перенести этот за прет и на других детей. В результате у него сформируется установка – лучше играть од ному (О. А. Карабанова). Следующим приме ром может быть ситуация, когда ребенок бе рет в детский сад свою любимую, при этом до рогую игрушку. Родители предупреждают о том, что ее могут сломать, поэтому лучше иг рать одному и никому не давать. Здесь важно учитывать одну из возрастных особенностей психического и личностного развития детей дошкольного возраста – эго центризм («Я в центре») как фиксация на себе, своих интересах, потребностях и не желание понять другого, партнера по игре, со беседника. Именно в игровой деятельности создают ся наиболее благоприятные условия для осо знания позиции и переживаний партнера. Такие компоненты игры, как принятие роли, воспроизведение моделей ролевого пове дения, построение игровых взаимоотношений и пр. влияют на развитие умения децентри роваться (термин и понятие из психологии) – встать на позицию другого и соотнести ее со своей (продавец–покупатель; врач–пациент; мать–ребенок и пр.). Таким образом эго центризм преодолевается в игре, в ходе со вместной партнерской деятельности со сверстниками и со взрослыми, демонстри рующими образцы и формы поведения, ко торые дети должны увидеть, понять и ус воить. Дефицит общения как риск социальной ситуации развития ребенка Дошкольникам не хватает общения со взрослыми и с другими детьми. В данной си туации последствия таковы, что можно упу стить время, а эгоцентризм как возрастная норма не будет преодолен и к семи–восьми годам. У ребенка фиксируется снижение уровня умственного развития, он не умеет слу шать, понимать другого, партнера по игре. Раз витие коммуникации, формирование навыков социализации являются первоочередными за дачами дошкольного детства, когда закла дывается базис личностной культуры ребен ка, определяющий его модели поведения в социуме. Просвещение родителей в области развития игровой деятельности детей Развитию детской игры в ДОО способ ствует привлечение родителей, работа с ко торыми должна носить характер сотрудни чества и просвещения. Важно учитывать, что в процессе игровой деятельности дети часто ориентируются на активного или «продви нутого» сверстника, который берет на себя роль взрослого, руководит действиями, ор ганизует игровое пространство, что способ ствует созданию обучающегося детского со общества. Например, у детей трех–четырех лет еще не сформировано личностное отно шение к другому, поэтому сверстника они вос принимают как объект, который надо иссле довать (дергать, трогать, толкать). В этом воз расте дети очень привязаны к предметам, игрушкам, но это не есть проявление жад ности. Для ребенка младшего дошкольного возраста в иерархии потребностей на первом месте стоит игрушка, а затем партнер. Через игрушку он строит игру и взаимодействие с партнером, являющимся для него конку рентом, объектом для сравнения («у него игрушка лучше, чем моя»). Здесь важна ру ководящая роль взрослого, который дол жен способствовать развитию у детей со чувствия, уважения, поддержки, учить ми риться, договариваться, обмениваться, давать образцы правильного поведения. Стратегии игрового взаимодействия с детьми Для реализации ФГОС ДО при построении воспитательнообразовательного процесса в ДОО важно ответить на вопрос: игра должна быть спонтанной или ее надо направлять? От вет заключается в следующем. Выделяются две стратегии развития детей: • зона ближайшего развития – условия соз дает взрослый, ему принадлежит главная роль, он действует с детьми, знакомит с играми, направляет их развитие; • зона вариативного развития – взрослый создает условия и оказывает на детей опо средованное воздействие через «продвину того» сверстника, с которым они включают ся в совместную деятельность, общаются и учатся друг у друга. В данном случае игра вы ступает в качестве школы неопределенности, спонтанности, непредсказуемости, свободы, но требует ответственности. Примером может являться взаимодей ствие в разновозрастной группе, когда до школьники учатся в совместной деятельности друг у друга, а также знакомство с поговор ками, считалками, играми, которые пере даются из поколения в поколение в детской субкультуре. Игры современных детей как новые феномены детства Результаты исследований показывают, что в настоящий момент в условиях современной социокультурной ситуации изменяются фор мы детской игры, ее предметность, цен ностное содержание. В детском сообществе возникают другие игры, которые на первый взгляд таковыми не являются. Но перед нами игра, поэтому нельзя сказать – неиграющий ребенок. Взрослому важно понять, во что он играет, какой смысл вкладывает в игровые действия. С учетом новых феноменов до школьного детства мы должны сохранить основы детской игры – воображаемую си туацию развития, игровые смыслы, сюжеты. Источники 1. Асмолов А. Г. Стратегия и методология со циокультурной модернизации образования. М. : ФИРО, 2011. 2. Волосовец Т. В. Родителям надо объяснять, что детство – самоценный период, задача родите лей – создать условия для полноценного прожи вания детьми всех этапов дошкольного детства // Современное дошкольное образование. 2013. № 3 (35). 3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. М. : Мозаикасинтез, 2010. 4. Доронова Т. Н., Доронов С. Г. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации фе дерального государственного стандарта до школьного образования // Дошкольное воспитание. 2014. № 1. 5. Карабанова О. А. Не надо воспитывать ре бенка, с ним надо просто жить, уважая его лич ность // Современное дошкольное образование. 2013. № 5(37). 6. Короткова Н. А. Формы игры в образова тельном процессе детского сада // Ребенок в дет ском саду. 2010. № 4.
ребенком. М. : Обруч, 2012. 8. Смирнова Е. О. Игры и игрушки вашего ре бенка: Метод. пособие. М. : Дрофа, 2014. 9. Собкин В. С., Скобельцина К. Н., Иванова А. И., Ве рясова Е. С. Социология дошкольного детства // Тру ды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. М. : Инт социологии образования РАО, 2013. 10. Смирнова Е. О, Соколова М. В. Право на игру. https://www.psytoys.ru Deprivation of a child’s play as a risk of modern early childhood : causes and ways of overcoming in conditions of federal state educational standard of preschool education I. SLEPTSOVA Annotation. The article discusses issues related to the reduction (reduction) is typical of children’s activities, and in particular games. The reasons of deprivation (disappearance) of the children’s game as the risk of current preschool child. Presents a new understanding of childhood in the ideology of educational standards of preschool education. Describes the importance of the game as a cross cutting mechanism of a child’s development for school readiness. Highlighted features of the affiliate position of the teacher in the formation of children’s playing community. Considered a strategy game interaction with children, values parents and build parentchild relationships. Keywords. Рlay, childhood, Standard, deprivation, development, socialization, teacher.