ТАТЬЯНА ЗАБАЕВА
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОО И СЕМЬИ
АКТУАЛЬНОСТЬ
В соответствии с ФГОС содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» должно быть направлено на формирование у детей первоначальных представлений социального характера и включение в систему социальных отношений.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходиться говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточно внимания в отличии от его интеллектуального развития.
В современном обществе резко повысился престиж интеллекта и научного подхода к обучению детей. С этим связано стремление дать детям знания, но не способность чувствовать, думать и творить самим. Также дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими.
Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен: обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;
• обладать чувством собственного достоинства;
• может выражать свои мысли и желания;
• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
• способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
• стараться разрешать конфликты.
Все это позволило нам сделать вывод о том, что проблема развития коммуникативных навыков на сегодняшний день особенно актуальна
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем и др. Основываясь на ней М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Т. А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
Общение - актуальная проблема, исследованием которой занимались: А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, М. И. Лисина, Б. Ломов,Б. Г. Ананьев.
"Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности",- отмечал В. В. Давыдов.
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Л. С. Выготский
Так что же такое коммуникация
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя. Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.
Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками. Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка.
Формирование социально-коммуникативных навыков включает в себя отработку языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения и предполагает следующие компоненты:
Диалоговые, коммуникативные навыки
Вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)
Невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
Социальные навыки
Умение выражать свои чувства и эмоции;
умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
В прошлом году мы приняли группу со среднего возраста все дети разные, кто-то пришел из др. д/ сада, кто- то из дома, и как вы все знаете что, чем старше ребенок тем сложнее проходит его адаптация к д/ саду
Наблюдая за повседневной деятельностью детей, за их общением, мы пришли к пониманию того, что в нашей группе среди детей присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.
Результаты исследования уровня развития общения по методике Басова позволили сделать вывод, что определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью.
( Это дети:с заниженной самооценкой
эмоциональной неустойчивостью (беспокойные дети)
агрессивностью
конфликтные
застенчивые
замкнутые
имеющие речевые нарушения)
и о необходимости выстраивания специально организованной работы
Цель: развитие социальных умений и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей. Определили
ЗАДАЧИ:
Развивать язык жестов, мимики, пантомимики.
Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмоциональные состояния других людей.
Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.
Объединить усилия педагогов и родителей для развития коммуникативных навыков детей.
Руководствовались принципами
организации личностно-ориентированного взаимодействия
системности
интеграции
возрастной адресованости
преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи
Для успешной реализации этих задач нами создана предметно – развивающая среда
Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач области «Социально-коммуникативного развития» осуществляется во всех областях реализуемой нами Программы
В своей работе по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста я использую здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Здоровый человек имеет гармоничное физическое и умственное развитие, быстро адаптируется к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде, при этом у него отсутствуют какие-либо болезненные изменения в организме. Субъективно здоровье ощущается чувством общего благополучия, радости жизни, высокой работоспособности.
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ рассматривается через адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптацию к физической и социальной среде, направленность на общественно полезное дело, культуру потребления, альтруизм, эмпатию, ответственность перед другими и бескорыстие
ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ - обеспечивает целостность личности, формирование нравственных ценностей («добро», «истина», «красота», ценностных установок, ориентаций.
Одним из видов здоровьесберегающих технологий являются- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
К ним относятся игровые технологии :
1. Интеллектуально-разминочные игры – необходимы для снятия усталости, тревожности
2. Физические игры
3. Психологические игры – игры на развитие общительности, коммуникативности, сотрудничества
4. Социально-ролевые игры – это ситуации, связанные с отражением реальной ситуации
Работа осуществляется в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.
Так что же такое коммуникативная игра
Коммуникативная игра- это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга
Существует огромное количество видов и классификаций коммуникативных игр, но в своей работе мы используем игры социально-личностного характера и создали свою классификацию. Представляю её вашему вниманию:
1. Игры успокаивающие – это игры, направленные на создании мира и гармонии в ребёнке. Эти игры ещё могут нам напомнить релаксационные упражнения, (желательно играть под спокойную музыку «Шум дождя», «Прибой» и т. п.)«Поход к морю», «Путешествие на облаке». «Кто лучше слышит».
2. Игры на доверие – цель данных игр вызвать в детях доверие к своим сверстниками понимание, что на них можно положиться. «Слепой-поводырь» «Мои глаза»
3. Игры, построенные на тактильных ощущениях. «Рука к руке» «Кто я»
4. Игры знакомства детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии. Цель данных игр – ввести нового ребёнка в группу, познакомить его с ребятами, представить себя коллективу. «Назови себя», «Волшебный цветок» «Волшебный стул» «Подарок другу»
5. Игры для отреагирования агрессивности, снятия напряжения. Цель – сгладить конфликтные ситуации между детьми, снизить агрессию, учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. «Зеркало», «Волшебный мешочек» «Передача чувств»
6. Игры на развитие внимания. Цель - полное подчинение водящему, быть внимательным и всё повторять за ним. «Я сегодня вот такой!»«Повторяй за мной»
7. Игры, вызывающие чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров. Цель - развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
«Ручеёк», «Мамино ожерелье», «Солнышко» «Водоросли» Иголочка
8. Игры, вызывающие умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. Цель - уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами, развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. «Назови ласково», «Вежливые слова» «Расскажи о…» «Сделай комплимент»
9. Игры, вызывающие умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом - развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику, развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. «Игры-ситуации» «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
10. Игры, направленные на развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия - развить умение использовать невербальные средства общения. «Разговор через стекло». «Угадай кто это»
11. Игры, направленные на создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости - развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения, развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами. «Без маски» «Липучки», «Паутинка».
Что требуется от взрослого во время занятий:
• терпение (оно вообще, как никакое другое качество, необходимо педагогу);
• желание играть и верить в игру так, как верит в нее ребенок;
• умение принимать всех детей такими, какие они есть;
• умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребенка;
• способность к импровизации.
В ходе совершенствования коммуникативных навыков детей следует, прежде всего, учитывать, что в этом процессе принимают участие не только педагоги, но и родители. Необходимо сотрудничество с родителями по вопросам развития у детей коммуникативных способностей. В работе с родителями используем такие формы
• Родительские собрания;
• Проведение мастер-классов, тренингов, творческих мастерских;
• Участие в проектах, праздниках, развлечениях театрализованных представлениях, досугах;
• Наглядная информация;
• Индивидуальное и групповое консультирование
У нас с родителями общая задача – сделать наших детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право каждого ребенка на выдумку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться личность, происходит расширение круга общения у детей, повышается самооценка.
Таким образом, в результате проведенной работы произошло расширение круга общения, повышение самооценки, улучшение статусного положения, увеличение сформированности коммуникативных навыков. Данные результаты представленные на этом слайде свидетельствуют об эффективности проводимой нами работы, направленной на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011 с. 80 (Модули Программы ДОУ).
2. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды/ А. А Бодалев. – М. : Педагогика, 2001. – 270.
3. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М. ,1973.
4. Василик, М. А. Основы теории коммуникации : учебник/ М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др. / под ред. проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2006. – 615 с.
5. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова. СПб. : Речь, 2004. - 272 с.