МААМ-картинки

Развитие коммуникативных способностей через внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий

Шевцова Олеся
Развитие коммуникативных способностей через внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Одной из основных задач примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности по которой работаю я с детьми старшего дошкольного возраста, является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Публикация «Развитие коммуникативных способностей через внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

Изучение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями показало, что имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и её восприятия.

Многолетняя практика доказывает, что ребёнка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приёмов и методик в логопедической практике коррекции не утратили своей актуальности.

Ведущая идея опыта

В. А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Современными учеными установлено, что уровень развития психических процессов и коммуникативных способностей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Так на основе проведё нного обследования детей старшей группы компенсирующей направленности была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Теоретическая база опыта

Использование разных мячей, бусин и шариков на индивидуальных занятиях дает положительный результат, снимает психоэмоциональное напряжение у ребенка, так как ребенок думает, что он играет, а не занимается. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов 19 века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений».

Для эффективного развития коммуникативных способностей старших дошкольников группы компенсирующей направленности я решила применить нетрадиционный метод развития с использованием шариков-аквагрунта.

В качестве гипотезы предположила, что шарики - аквагрунта можно использовать не только в целях выращивания цветов, но и применять их в игровой деятельности как развивающую игрушку.

Для реализации своего опыта поставила перед собой следующую Цель и Задачи.

Для решения поставленных задач использован комплекс методов

включающий в себя: теоретический анализ и синтез психологической, педагогической и коррекционной литературы.

Технология опыта

Я на практике решила убедиться, что использование шариков-аквагрунта для развития мелкой моторики рук – это действенный метод формирования коммуникативных способностей.

Однажды в очередной раз, перебирая аквагрунт в горшках с цветами, заметила, что этот материал очень привлек внимание детей. Они брали шарики в руки, катали их по комнате, шарики упрыгивали и скакали. Ребята с радостью их догоняли. И тут мне пришла в голову идея использовать аквагрунт в играх вместе с детьми.

Прежде, чем начать придумывать и играть в различные игры с гидрогелевыми шариками, о которых пойдет речь ниже, мы с ребятами провели опыт, а именно наблюдали, как волшебные шарики росли, постепенно увеличивались в размерах, наполнялись водой. Для детей это было настоящее волшебство!

Потратив немного времени на поиск нужной информации узнала много интересного.

Гидрогель совершенно безопасен, что подтверждено клиническими испытаниями в больнице Геммели в Риме (Италия).

Из всего этого можно сделать вывод, что детям можно разрешать играть такими шариками не переживая что они отравятся. Гидрогель приятный на ощупь, очень прыгучий, и такой интересный и необычный материал, прекрасно подходит для развития малыша.

Это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Этот метод вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения. Использование этих шариков способствует активизации деятельности у заторможенных детей и, наоборот, успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу.

Первый этап «Подготовительный» :

- изучение и анализ новинок научной, психологоо-педагогической и методической литературы по вопросам освещающие формирование и развитие ВПФ, коммуникативных способностей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;

- подбор методик и проведение обследования для выявления уровня развития речевых и коммуникативных способностей;

- обсуждение результатов обследования с методистом, воспитателями и специалистами учреждения;

- Обогащение предметно-развивающей среды.

Второй этап «Реализующий» :

- обследование детей старшей группы компенсирующей направленности;

- совместное проведение опыта с аквагрунтом;

- придумывание вместе с детьми игр с использованием аквагрунта;

Третий этап «Обобщающий» :

- проведение повторного обследования для выявления динамики развития коммуникативных способностей;

- обсуждение результатов повторного обследования с методистом, воспитателями и специалистами учреждения;

- анализ полученных данных и результатов;

- составление картотеки игр с использованием аквагрунта;

- разработка методических рекомендаций для воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов и дефектологов по методам и приемам активного развития коммуникативных способностей, мелкой моторики и ВПФ у детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат

У детей старшего дошкольного возраста развита и сформирована мелкая моторика, он владеет основными движениями пальцев рук, может контролировать свои движения, умет управлять ими. Также дети хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли, проявляют инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения, рассказывать стихи, составлять рассказы.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается:

- в нахождении и использовании форм и методов работы;

- в применении нетрадиционного метода развития с использованием шариков-аквагрунта. ;

Практическая значимость работы

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут служить основой для разработки программы по формированию коммуникативных способностей детей, которой смогут воспользоваться педагоги, специалисты и родители других дошкольных организаций.

Обследование детей показало, что 25% детей старшего дошкольного возраста с речевыми недостатками имеют низкий уровень развития общей и ручной моторики, все движения выполняются не в полном объеме, в ускоренном или в замедленном. Координация движений грубо нарушена. Не умеют правильно держать карандаш и кисточку, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

При исследовании уровня развития импрессивной речи показало, что 45% детей имеют низкий уровень формирования фонематических процессов. Пассивный словарь ребенка не соответствует возрастной норме, не понимает различные формы словоизменения и допускает множественные ошибки при выполнении тестовых заданий, не понимает предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, глаголы с приставками. 55% детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями имеют низкий уровень развития грамматического строя речи. Допускают множественные ошибки при употреблении имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, ошибки при употреблении имен существительных в косвенных падежах, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами и названий детенышей животных.

Таким образом, после проведения обследования детей старшего дошкольного возраста с речевыми недостатками можно сделать вывод, что не все дети успешно справились с заданиями. Многие допускали грубые грамматические ошибки в составлении предложений и рассказов, пользовались лишь отдельными средствами выразительности. Также не справлялись без помощи взрослого рисовать прямые, ломанные и замкнутые линии. Поэтому считаю необходимым провести коррекционную работу с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями применяя нетрадиционный метод развития с использованием шариков-аквагрунта.

Предложенные игры, требуют тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают мышление, внимание, память.

Нетрадиционное использование в играх шариков-аквагрунта стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас.

Игра «Из чего сделано?»

Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровые правила: Класть предметы можно только на ту тарелку, которая сделана из того же материала.

Игровые действия: Угадывание на ощупь предмета находящегося в бассейне с гидрогелевыми шариками, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеств.

Игра «Цветные домики»

Дидактическая задача: Учить детей выкладывать шарики в определенные домики (секции) учитывая их цвет; активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры, развивать ориентировку в пространстве.

Игровые правила: Класть шарики можно только определенного цвета в определенный домик.

Игровые действия: Выкладывание шариков определенного цвета в определенный домик.

Публикации по теме:

«Использование инновационных коммуникативных технологий в деятельности музыкального руководителя» (фотоотчёт) Видео Заколдован невидимкой, Дремлет сад под сказкой сна, Чтобы сделать сказку былью, ИКТ спешит сюда. Рассказать ребята сказку, Поиграть и научить,.

Развитие умственных способностей старших дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий Долгосрочный психолого – педагогический проект «Развитие умственных способностей старших дошкольников через использование здоровьесберегающих.

Cеминар-практикум для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми» Работая с детьми, имеющих нарушения речи, понимаешь, что главный и единственный помощник в этой работе – родитель. Кто, как не он, понимая.

Использование здоровьесберегающих и игровых технологий в педагогической практике Полноценное сохранение психического и физического здоровья детей дошкольного возраста – это первоочередная задача, которая стоит перед современным.

Конспект НОД по физкультуре с использованием здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе «Спасение Колобка» МКДОУ Детский сад № 83 Конспект НОД по физкультуре с использованием здоровье сберегающих технологий во II младшей группе ТЕМА: «Операция.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «Паровозик из Ромашково» для детей младшего возраста Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования здоровье сберегающих технологий. Задачи: -совершенствовать у детей.

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы на развитие коммуникативных способностей Образовательная область: социально – коммуникативное развитие. Вид деятельности: основная образовательная. Возрастная группа: старшая группа.

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей средствами театрализованной деятельности» Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования. Дошкольное детство.

Развитие социально-коммуникативных компетенции у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры .Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи развития социально- коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста через сюжетно ролевые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных способностей через внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 19 февраля 2016 в 17:05
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных способностей через внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий» (включая файлы) размещена пользователем Шевцова Олеся (УИ 486990) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД