Александра Назарук
Развитие коммуникативной сферы у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативной компетенции в рамках логопедических занятий.
Последние десятилетия характеризуются тем, что с каждым годом увеличивается число детей, имеющих разные нарушения в интеллектуальной, эмоциональной, речевой сферах. У детей с ограниченными возможностями здоровья одним из ведущих нарушений- является несформированность, недоразвитие всех сторон речи. А полноценным средством общения речь является лишь тогда, когда сохранены все ее структурные компоненты. Данные нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребенка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию.
Публикация «Развитие коммуникативной сферы у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Для детей с ОВЗ характерен целый ряд особенностей коммуникативной сферы. (СЛАЙД 1)
Моя задача помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки, а это возможно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной логопедической работы. Ко мне на логопункт попадают дети разного возраста, с разными диагнозами (и с ТНР, с РАС, с ИН)
Но суть логопедического воздействия заключается для всех в одном: в направленном формировании коммуникативных умений и навыков. Одним из основных направлений работы становится формирование коммуникативной компетентности.
Традиционно в структуре коммуникативной компетентности выделяют три компонента: мотивационно-личностный компонент,когнитивный, поведенческий. (СЛАЙД 2)
Все три компонента формируются в той или иной степени в рамках логопункта. Коррекционно-развивающая работа по формированию коммуникативной компетенции направлена на всестороннее развитие детей. (СЛАЙД 3)
В логопедической работе по преодолению речевых нарушений в рамках формирования педагогической компетенции выделяются несколько основных логопедических задач. (СЛАЙД 4)
Данные задачи реализовываются при помощи общепедагогических методов, а также основных логопедических технологий. (СЛАЙД 5)
Основные приемы работы отражены в буклете. Их применение позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным. В зависимости от поставленной на логопедическое занятие цели используются индивидуальные, парные, подгрупповые типы коммуникативных упражнений.
Также на занятиях создаются все условия для полноценного развития речи (СЛАЙД 6)
Неотъемлемым компонентом логопедической работы является работа с родителями и воспитателями. Где формируется заинтересовать родителей и коллег в успехах детей, организовывается с ними продуктивное взаимодействие, обучение необходимым методам и приемам. (СЛАЙД7)
Таким образом, проблема социально-коммуникативного развития ребенка остается одной из ведущих в процессе формирования личности. Логопед выступает как посредник в том, чтобы сформировать знания, умения и навыки, необходимые для коммуникации ребенка со взрослыми, детьми и самим собой.
Практическая часть.
Если по теоретической части вопросов нет, то перейдем к практической. Основные приемы работы с детьми с более простыми речевыми нарушениями отражены в буклете. В своей практической часте мне бы хотелось остановится на методике работы с неговорящими детьми, с детьми с интеллектуальной недостаточностью и с РАС. Я продемонстрирую использование коммуникативных игр и упражнений в разных моментах логопедического занятия.
Начнем с орг. момента. Орг. Момент позволяет привлечь внимание детей и настроить их на дальнейшее взаимодействие.
Орг. Момент. Используется при подгрупповой работе.
1.«Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Приветствие друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.
Неотъемлемой частью занятий с детьми с ОВЗ является логопедический массаж кистей рук. Массаж позволяет стимулировать речевую активность, развивать мелкую моторику, позволяет установить контакт с детьми, вызвать доверие, стимулирует проявление положительных эмоций. Я провожу массаж либо руками, либо опосредованным способом. Используя при этом массажные валики, ролики, шарики, природный и бросовый материал.
1.«Найти в сухом бассейне домашних животных, соотнести их с картинками и звуками изобразить их».
2.«Шарик,шарик ты колюч». Массаж кистей рук су-джок шариком. Когда я провожу массаж опосредованным способом, при помощи разных предметов, я всегда оречевляю свои действия. Тем самым стимулирую детей повторить сначала последний звук, затем последний слог и последнее слова из строчки четверостишья.
3. «Волшебный мешочек».Если ребенок понимает обращенную речь, прошу его достать определенный предмет. Если нет, то прошу достать такой же предмет, как у меня в руках. При этом когда ребенок достает предмет, я его описываю, тем самым обогощаю пассивный словарь детей.
Обязательным направлением работы с неговорящими детьми является стимуляция речевой активности и звукоподражания. Используются игры на подражание бытовым предметам, звукам животных. В этом нам помогают пособия такого плана, где звук соотносится с определенным образом или действием. Также детям нравятся игры, когда мы изучаем определенный звук при помощи эмоций. Девочка удивилась, у нее болит зуб и испугалась. Детям показываются картинки с разными эмоциями и соотносятся с определенным звуком. Дети должны изобразить эмоцию, повторить звук и соответствующую интонацию. Таким образом, мы развиваем невербальную сферу общения.
Так как дети быстро устают, на каждом занятии проводятся Физминутки. Я использую либо игры на релаксацию, либо логоритмические упражнения.
Цель релаксационных упражнений – снятие психо-эмоционального напряжения у ребенка, достигается это путем попеременного чередования напряжения и расслабления.
1. Игра СНЕГОВИК.
2. Игра скульптор (Индивидуально или в паре). Изобразить дерево.
3. Речь с движениями:
Мы хлопаем руками,
Мы топаем ногами.
Киваем головой.
Мы руки опускаем,
Мы руки поднимаем.
Мы руки подаем.
И бегаем бегом.
В заключении остановимся на подведении итогов занятия. Так как дети с тяжелыми нарушениями речи не могут рассказать, какое им задание понравилось и почему, чем запомнилось. То я использую систему знаков, прошу ребенка показать, какое настроение вызывает у него та или иная игра (грустное ли радостное). Также на своих занятиях я активно использую систему поощрения. В конце каждого занятия я хвалю ребенка и дарю ему медаль, значок отличника, улыбочку. Ребенок сам выбирает, какая ему нравится медаль, и наклеивает ее на одежду. Или использую кошелек поощрений. На первых занятиях при помощи техники оригами мы делаем кошелек, ребенок его разукрашивает. И складываем туда либо улыбочки, либо наклейки. Такое поощрение вызывает у детей массу положительных эмоций, формирует потребность в общении.
Таким образом, на логопедических занятиях создаются все условия для коррекции имеющихся недостатков, формируется база, необходимая для развития коммуникативной сферы у детей.