Наталья Артемьева
Развитие когнитивных процессов у детей с ОВЗ на логопедических занятиях посредством мнемотехники
▼ Скачать
«Развитие когнитивных процессов у детей с ОВЗ на логопедических занятиях посредством мнемотехники»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно усвоить, причем усвоение должно быть не механическим, а осмысленным. К семи годам дети должны достигнуть необходимой нервно-психической и речевой зрелости. Познавательные способности, являясь частью интеллекта, помогают усваивать учебный материал. Однако не все дети идут в первый класс подготовленными к обучению, в том числе и в психологическом плане.
Публикация «Развитие когнитивных процессов у детей с ОВЗ на логопедических занятиях посредством мнемотехники» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Многие педагоги дошкольных образовательных учреждений сталкиваются с тем, что некоторых детей крайне сложно вовлечь в процесс обучения. Они не проявляют должного желания получать новые знания, им скучно, занятия их разочаровывают и совершенно не увлекают. А причина такого поведения в том, что у маленьких учеников просто отсутствуют так называемые когнитивные навыки. Это те базовые специфические навыки, которые должны быть привиты на самых ранних этапах развития ребенка. Данные навыки необходимы, чтобы он мог эффективно обрабатывать и усваивать информацию.
По данным министерства здравоохранения, сегодня 40% детей в возрасте семи лет имеют задержку речевого и психического развития (ЗРР и ЗПР). Среди важных симптомов, на основании которых ставится диагноз ЗПР - нарушение развития когнитивных процессов. Когнитивные способности мозга – это способности понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать информацию. Отправляя ребёнка в первый класс, многие родители считают, что если он умеет читать, считать, то это уже полная гарантия успешной учебы. Самое главное – познавательные способности и психологическая зрелость! У ребенка должны быть в норме все психические функции: внимание, память, мышление, воображение, восприятие, а также развитие речи. Повысить когнитивные способности ребёнка можно посредством ежедневной тренировки и обучения.
Психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи. Дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью : вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления.
Значительная часть когнитивного развития ребенка происходит в 4-5 лет. У некоторых детей в возрасте 6-7 лет наблюдаются нарушения в формировании когнитивной сферы, такие как:
• недостаточные знания об окружающем мире;
• трудности в выполнении мыслительных операций;
• трудности в обозначении пространственных и временных отношений;
• трудности в узнавании объектов, восприятии фигур по зрительным образцам (перевернутые картинки);
• невнимательность;
• отвлекаемость;
• неумение сосредоточиться на выполнении задания;
• трудности с запоминанием;
• недоразвитие самоконтроля;
• неумение самостоятельно ставить вопросы и находить решения;
• несформированность речи до необходимого уровня;
• недостаточный словарный запас;
• дефекты произношения;
• преобладание игровой деятельности;
• низкий уровень познавательной деятельности;
• отсутствие учебной мотивации;
• проблемы с регуляцией поведения;
• неумение подчиняться правилам.
Детям, у которых есть проблемы в формировании восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи, требуется специализированная помощь.
Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно–развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка и больше шансов на успешное преодоление ребёнком тех трудностей, с которыми он сталкивается, приходя в детский сад.
В коррекционной группе находятся дети с разными видами нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, дети с РАС.
Перед специалистами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стоит важная задача - осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.
У детей с задержкой психоречевого развития :
• скудный словарный запас;
• неумение согласовывать слова в предложении;
• нарушение звукопроизношения;
• нарушение внимания;
• несовершенно логическое мышление.
На своих занятиях я использую упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехнику называют по-разному :
1. сенсорно-графические схемы (Воробьёва В. К.);
2. предметно-схематическими модели (Ткаченко Т. А.);
3. блоки-квадраты (Глухов В. П.);
4. коллаж (Большева Т. В.);
5. схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н.).
Мнемотехника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить её в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Но, мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего начальная, наиболее эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Вывод: овладение приёмами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи у детей с ЗПР.