Марина Леонидовна Кочетова
Развитие исследовательских способностей через опыты с растениями
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности— опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.
Воспитательное значение природы трудно переоценить: общение с природой положительно влияет на человека и будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль её в воспитании детей.
Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, любви и бережного отношения к ней.
Публикация «Развитие исследовательских способностей через опыты с растениями» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы. Так, посадив семена цветов зорьки и календулы в специальные стаканчики, дети наблюдают за их развитием : какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Результаты наблюдений необходимо заносить в специально разработанные календари наблюдений.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему миру. Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными.
Удовлетворить любознательность, не подавить при этом интерес к познанию мира, формировать необходимые представления о нём, прививать навыки активности и самостоятельности мышления есть важная задача работы с детьми.
Растения окружающей нас природы почти половину года не имеют зелёного покрова, а без листьев и цветов они теряют всякую привлекательность для детей. Хорошим материалом для наблюдений являются комнатные растения. Они остаются зелёными круглый год, имеют все характерные признаки растений, что даёт возможность пробуждать интерес детей к изучению, активизировать эмоционально-чувственную сферу, получать научные знания.
Ухаживая за комнатными растениями, дети всегда стараются понять, почему всё происходит именно так, а не иначе. Ответы и догадки бывают и правильными, и самыми невероятными, подчас фантастическими. Они служат поводом для обсуждений, споров, побуждающих детей мыслить, сравнивать, запоминать, а главное- искать правильное решение.
Значение опытов с растениями в формировании исследовательских способностей дошкольников.
Познавательно-исследовательская деятельность занимает не менее важное место в организации самостоятельной деятельности дошкольников, чем игровая. Эта деятельность прогрессирует в наш век модернизации, но это не является новшеством в образовании, еще в начале ХХ века известный прогрессивный общественный деятель России, врач и педагог Лесгафт П. Ф. писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».
Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.
С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяютболее отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать,сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.
Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т. е. причин, которые вызвали изменение, сравнение разных объектов. Например, посаженную в воду луковицу каждый раз следует рассматривать таким образом: что растет в банке? Что изменилось у луковицы? Какими стали листья, корни, сама луковица? Почему она изменилась, почему листья стали длиннее, почему их стало больше? Какие условия помогают расти луковице? Сравнение луковиц, каждая из которых была рассмотрена по этой схеме, поможет детям установить сначала их внешнее различие, а потом и разные условия, которые обусловили это различие.
Таким образом, элементарные опыты - это особая форма наблюдений, в которых ярко и отчетливо проявляются жизнедеятельность растений, животных и их связь со средой обитания.
Разнообразные виды опытов и экспериментов.
Классификация наблюдений и экспериментов
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
• Опыты с растениями
• Опыты с животными
• Опыты с объектами неживой природы
• Опыты, объектом которых является человек
2. По месту проведения опытов :
• В групповой комнате
• На участке
• В лесу, в поле
3. По количеству детей:
• Индивидуальные (1 – 4 ребенка)
• Групповые (5 – 10 детей)
• Коллективные (вся группа)
4. По причине их проведения:
• Случайные
• Запланированные
• Поставленные в ответ на вопрос ребенка
5. По характеру включения в педагогический процесс:
• Эпизодические (проводимые от случая к случаю)
• Систематические
6. По продолжительности:
• Кратковременные (от 5 до 15 минут)
• Длительные (свыше 15 минут)
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
• Однократные
• Многократные, или циклические
8. По месту в цикле:
• Первичные
• Повторные
• Заключительные и итоговые
9. По характеру мыслительных операций:
• Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)
• Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)
• Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
10. По характеру познавательной деятельности детей:
• Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты)
• Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)
• Решение экспериментальных задач
11. По способу применения :
• Демонстрационные
• Фронтальные.
Разнообразные виды опытов и экспериментов с растениями.
2. По месту проведения опытов :
• В групповой комнате
• На участке
• В лесу, в поле
3. По количеству детей:
• Индивидуальные (1 – 4 ребенка)
• Групповые (5 – 10 детей)
• Коллективные (вся группа)
4. По причине их проведения:
• Случайные
• Запланированные
• Поставленные в ответ на вопрос ребенка
5. По характеру включения в педагогический процесс:
• Эпизодические (проводимые от случая к случаю)
• Систематические
6. По продолжительности:
• Кратковременные (от 5 до 15 минут)
• Длительные (свыше 15 минут)
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
• Однократные
• Многократные, или циклические
8. По месту в цикле:
• Первичные
• Повторные
• Заключительные и итоговые