Минзаря Галимуллина
Развитие познавательных способностей через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра –
это искра, зажигающая огонек пытливости
И любознательности»
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность
Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Публикация «Развитие познавательных способностей через дидактические игры» размещена в разделах
В стандарте определено: «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формировании познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)». То есть на этапе развития познавательной активности ребенка понимается процесс усвоения умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым. В работе дошкольных учреждений большое место занимает дидактические игры, которое выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Цель: развитие познавательных способностей через дидактические игры.
Гипотеза: развитие познавательных способностей будет эффективным, если использовать дидактические игры.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи:
- Активизировать познавательные процессы через дидактические игры.
- Создать картотеку дидактических игр.
- Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.
Принципы:
Принцип доступности - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников
Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
План работы по самообразованию
Дата Содержание работы Формы работы Отметка о выполнении
сентябрь – май Организация собственной работы по данной теме Подбор материала В течение года
сентябрь-май Пополнение предметно -развивающей среды подбор дидактических пособий в течение года
октябрь-ноябрь Создание картотеки дидактических игр на развитие внимания изготовление дидактических пособий
декабрь-январь Создание картотеки дидактических игр на развитие восприятия и памяти изготовление дидактических пособий
Сентябрь – декабрь Проект «Ложечка» Приложение №1
Ноябрь Играем вместе с родителями совместные игры с родителями
сентябрь-май Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти на развитие речи и интеллектуальное развитие В течение года
сентябрь-май Общение в сети Интернет Распространение собственного опыта В течение года
сентябрь-май
Показ открытых мероприятий Распространение собственного опыта В течение года
сентябрь -май Участие в конкурсах разного уровня Распространение собственного опыта В течение года
Январь - февраль «Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей» Памятка, консультации для родителей
Май Самоанализ по изученной теме. Творческий отчет в форме презентации итоговый
Литературные источники
1. Азарова Т. И. «Развитие познавательной активности детей в разных видах деятельности»,https://mdou9nikel.ucoz.org, 2012 г.
2. Масленникова Е. В. «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста», https://ldv.metodcenter.edusite.ru, 2011 г.
3. Прихожан А. «Познавательная активность», https://psy.1september.ru, 2003г.
4.«Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста как научно-педагогическая проблема», https://yuss26.ru, 2011
5.. Бокшиц Е. А. Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. - Л,1987.
6. Исследование развития познавательной деятельности /Пол. ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П. Гринфилд. - М. :1981
7. Лозовая В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990