Наталья Луцак
Опыты с растениями с детьми старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир живой природы;
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства растений.
4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Публикация «Опыты с растениями с детьми старшего дошкольного возраста, Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Принципы работы:
Принцип научности. Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности. Так, школьные методы экологического образования не могут быть механически перенесены в дошкольные учреждения, хотя это иногда и происходит. Воспитатель не должен забывать о том, что основной вид деятельности ребенка-дошкольника — игра, в то время как в начальных классах таковой становится учебная деятельность.
Принцип позитивизма предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах.
Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение.
Другим примером применения принципа проблемности является создание взрослым ситуаций, в которых ребенок должен проявить свои знания, умения и навыки.
Принцип системности. Как уже отмечалось, наиболее эффективной является системная организация работы с дошкольниками.
Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника.
Принцип последовательности связан с принципами системности и проблемности. Например, экологические занятия должны проводиться в определенной логической последовательности, отражающей структуру блоков программы и тем внутри них.
Принцип безопасности предполагает, что используемые педагогом формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка.
Принцип природосообразности: учитывать индивидуальные особенности ребенка в соответствии с интересами и потребностями.
Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов и родителей.
Материалы и ингредиенты для проведения экспериментов: красный пищевой краситель, растение сельдерей, прозрачный стакан воды, пипетка, ножницы, лупа, лист белой бумаги, прозрачный скотч, целлофановый пакет (на 4 литра, кувшин с водой (1 литр, губка для мытья посуду, 2 тарелки, желе любого вкуса и кувшин с водой, сухая кисточка, краски, листы бумаги с трафаретами кактусов в горшочках.
Ожидаемые результаты:
• формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян;
• развитие познавательных и творческих способностей;
• дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира;
• у детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях;
• формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе;
• связь с другими видами деятельности;
• социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Опыты и эксперименты с растениями:
№1 «Как изменяется цвет растения?»
Материалы: красный пищевой краситель, растение сельдерей, прозрачный стакан воды, пипетка, ножницы, лупа.
Ход эксперимента:
• Возьмите веточку сельдерей, поставьте её в прозрачный стакан с водой, возьмите красный пищевой краситель и добавьте 10 капель красителя в стакан с водой, тщательно перемешайте.
• Наблюдайте 2 дня за изменением цвета сельдерей и появлением на лепестках красных полосок.
• Вытащите растение из воды, возьмите ножницы, отрежьте маленький кусочек (длиной 3 см) от конца веточки сельдерея.
• Найдите маленькие красные точки по краям этого кусочка. Для того, чтобы было лучше видно, возьмите лупу.
• Как вы думаете, почему окрасился сельдерей?
• Как мы получили красные полоски на растении?
Вывод: Растение берут большую часть воды из почвы. Вода попадает в них через корни и двигается дальше через крошечные отверстия в стебле к листьям и другим его частям. Благодаря проведенному опыту, мы определили, как окрасилось растение.
№2 «Почему кактусы не высыхают в пустыне?»
Материалы: лист белой бумаги, прозрачный скотч, целлофановый пакет (на 4 литра, кувшин с водой (1 литр) и ножницы.
Ход эксперимента:
• Сложите лист бумаги, как веер. Складка веера должна быть около 2,5 см шириной.
• Соедините концы веера так, чтобы получился цилиндр. Скрепите концы скотчем.
• Положите в цилиндр целлофановый пакет. Загните открытый конец пакета снаружи.
• Сожмите свой цилиндр так, чтобы он стал узким. Поставьте его на стол открытой стороной пакета вверх.
• Налейте в пакет воды.
• Держите цилиндр, в то время как твой помощник будет медленно наливать туда воду.
• Наблюдайте за цилиндром, после того как нальете воды.
Вывод: Поверхность кактусов выглядит точно так же как этот цилиндр. Это позволяет им поглощать воду во время дождливых периодов точно так же, как наш цилиндр. Потом, когда дождей нет, кактус использует эту воду.
№ 3. «Как кожица растений (эпидерма) помогает им сохранять воду?»
Материалы: губка для мытья посуду, 2 тарелки, желе любого вкуса, кувшин с водой.
Ход эксперимента:
• Разрежьте губку для мытья посуды пополам.
• Положите 1 половину губки на тарелку.
• Покройте большую часть другой половины губки тонким слоем желе.
• Положите губку с желе намазанной стороной вниз на другую тарелку.
• Налейте немного воды на каждую половину губки. Когда они полностью промокнут, вылейте лишнюю воду из тарелок.
• Раз в день проверяйте влажные ли нижние части губок. Как скоро они высохнут? Какая из них высохнет быстрее?
Вывод: все растения «теряют» воду через листья и стебли. Листья многих пустынных растений покрыты тонким, мягким слоем. Вследствие опыта, мы определили, что этот слой (желе) помогает растениям сохранять воду.
Итоговое мероприятие: «В гостях у кактуса» (рисование сухой кисточкой).
Материалы: сухая кисточка, краски, листы бумаги с трафаретами кактусов в горшочках.
Ход: Предложить детям нарисовать с помощью сухой кисточки и красок разные разновидности кактуса и оживить кактус. Вручение рисунков родителям.
Вывод: Сухой кисточкой можно рисовать разные виды растений.