Валентина Торшина
Развитие интереса у детей дошкольного возраста в ОД по развитию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время математика детям нужна не столько для проведения вычислительных операций, сколько для развития логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обогащать, для развития творчества, воображения, фантазии, речи, коммуникативных способностей. Она формирует интерес к самостоятельным «открытиям» свойств, отношений, зарождает в маленьком человеке желание узнать новое, учиться действовать. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания : активизировать умственную деятельность, заинтересоваться математическим материалом, увлекать и развивать детей, развивать, логическое мышление, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Публикация «Развитие интереса у детей дошкольного возраста в ОД по развитию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры с использованием логических блоков Дьенеша. Основное назначение их – развивать логическое мышление, развивать представление о множестве (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания) обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назначении множеств предметов, чисел геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением содержанием образовательной деятельности. Она может, использована в качестве познавательного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, вся образовательная деятельность должна быть проведена в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце образовательной деятельности с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так в средней группе по формированию элементарных математических представлений после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов, геометрических фигур может быть использована игра: «Магазин ковров», «В магазине игрушек», «Найди и назови» с целью закрепления умений быстро находить геометрическую фигуру определенного цвета, размера. При этом дети выполняют правила игры: назвать все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнивший эти условия ребенок берет фигуру себе. Игровые действия включают элементы занимательности, соревнования.
В нашем ДОУ при формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения с использованием игрового обучающего комплекса «Ларчик». Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, позволяет организовать работу с детьми коллективно, по подгруппам, в самостоятельной игровой деятельности, а также в образовательной деятельности. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначения их - упражнять детей с целью выработки умений, навыков.
Итак, дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в образовательную деятельность, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры и игровые упражнения оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или подгруппой в свободное время от непосредственной образовательной деятельности.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм. Педагоги нашего ДОУ изготовили развивающие тренажеры из бросового материала («Машины», «Бусы», «Снеговик», Девочка», «Юбка», «Виноград») с их помощью происходит не механическая отработка, а формируется осмысленная деятельность. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, не возможен без активной работы к мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом, как развивающие тренажеры, дети овладевают умением вести поиск решений самостоятельно, развивается мелкая моторика руки, формируется представление о форме, цвете, количестве. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, а у детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?»