Галина Хабарова
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста.
Подготовила воспитатель старшей группы МАДОУ ДСКН №4 г. Сосновоборска Хабарова Галина Петровна
Публикация «Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Тема недели: «День защитника Отечества»
Образовательная область Познание: развитие элементарных математических представлений.
Цель: формирование элементарных математических представлений; закрепление знаний путем применения их в игровых ситуациях; обогащение словаря детей и развитие речи.
Образовательные задачи:
- показать, как образуется количественная группа, называемая числительным «девять», с использованием предметов, названия которых-существительные мужского рода;
- учить при пересчете согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже; различать процесс и итог счета;
- знакомить с цифрой 9;
- учить устанавливать равенство и неравенство двумя способами (либо убирая от большей группы один предмет, либо прибавляя один предмет к меньшей);
- тренировать в устном счете до девяти;
- учить считать звуки с закрытыми глазами (счёт на слух);
- закрепить умения отсчитывать клетки и ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие задачи:
- развивать коммуникативные навыки, познавательные процессы (мыслительных операций, произвольности и концентрации внимания, объема памяти и др.);
- поддерживать интерес детей к изучаемой дисциплине.
Воспитательные задачи:
- воспитывать в детях желание взаимодействовать в совместной игре, искать способы решения поставленных задач и применять для этого полученные знания и умения;
- стимулировать творческую активность детей;
- формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувства ответственности, дружелюбия.
Демонстрационный материал:
плакат «День защитника Отечества»; счетная лесенка, игрушки (танки, самолеты по 9, набор цифр от 1 до 9, цифры 8 и 9 (по 2 штуки, звучащие предметы (барабан, бубен, молоточек).
Раздаточный материал:
наборы цифр, простые карандаши, тетради в клетку (для каждого ребёнка).
Ход занятия:
Организационный момент
Подвожу детей к плакату «День защитника Отечества».
- Какой праздник мы отмечаем в конце февраля?
Дети: "День защитника Отечества"
Предлагаю детям поиграть в игру с мячом и вспомнить профессии военных (по очереди бросаю каждому ребенку мяч и задаю вопрос, ребенок в ответ бросает мяч и отвечает).
Вопросы:
- Как зовут военного, который служит на корабле? (Моряк.)
- Какой военный служит на танке? (Танкист.)
- Кто служит на границе? (Пограничник.)
- Как зовут военного, который управляет самолетом? (Летчик) и т. д.
- Молодцы, ребята, хорошо вы поиграли. Садитесь на свои места.
1 задание.
На верхнюю ступеньку числовой лесенки ставлю восемь одинаковых игрушек. Дети хором пересчитывают и ставят цифру 8.
На нижнюю ступеньку ставлю другие игрушки (тоже 8, дети пересчитывают и ставят цифру 8.
- Где игрушек больше, где меньше, а может их поровну?
Ответы детей.
Ставлю на одну из ступенек еще одну игрушку.
- Что изменилось?
Ответы детей.
С приглашенным к столу ребенком и со всеми остальными детьми пересчитываем вновь образованное количество, фиксируя внимание детей на том, что все пересчитанное, все вместе и есть девять предметов.
Обращаю внимание детей на выставленные цифры.
- Теперь здесь поровну?
Ответы детей.
Предлагаю убрать «неправильную» цифру. Показываю новую цифру 9, называю ее и ставлю на ступеньку, затем прошу детей сравнить ее с той, что стоит на другой ступеньке, и рассказать, похожи эти цифры или нет.
- Как можно сделать поровну?
Дети выполняют задание (добавляют 1 предмет и ставят новую цифру).
Обращаю внимание на количество предметов, находящихся на верхней и нижней ступеньках.
- Тут и тут поровну, по девяти.
Восстанавливаю ситуацию: восемь и девять предметов, убираю цифры.
- Как еще можно сделать поровну?
Дети выполняют задание (убирают 1 предмет и ставят нужную цифру).
Подвожу итог.
- Тут и тут поровну. По восьми.
Приглашаю к доске двоих детей. Дети выставляют ряд из цифр от одного до девяти, помогая друг другу. В случае затруднения прошу остальных детей подсказать им.
Физкультминутка «Наша армия».
Наша армия родная
И отважна и сильна.
Никому не угрожая,
Охраняет мир она!
(Дети маршируют друг за другом по периметру, отмеченному указателями.)
2 задание.
Игра «Волшебный флажок»
Считалкой выбираем ведущего. Дети стоят полукругом, водящий с флажком перед ними.
Правила игры: водящий подходит к любому игроку, смотрит в глаза, называет любое число до девяти, а игрок называет следующее за названным число; если он отвечает правильно, водящий передает ему флажок; игрок с флажком становится водящим, а водящий встает в круг; если игрок называет число неправильно, то водящий идет к другому игроку.
Правила игры контролируют все ее участники: посмотрел ли в глаза, правильно ли назвал последующее число, передал ли водящий флажок.
3 задание (за столами).
На столе перед детьми – барабан, бубен, молоточек. Демонстрирую, как звучит каждый из них, а также хлопаю в ладоши. Дети смотрят и слушают. Затем предлагаю им закрыть глаза и услышать, какой предмет и сколько раз звучал. Советую сжать руки в кулаки и выставлять пальцы на каждый услышанный звук, чтобы не сбиться со счету. (Предварительно прошу одного из детей прохлопать несколько раз. Показываю, как закрыв глаза и слушая звуки, откладываю пальцы, начиная с большого. Открыв глаза, показываю детям заложенные пальцы, пересчитываем их вместе с детьми, находим соответствующую цифру, убеждаясь в правильности выполнения задания.)
Дети выполняют задания, например, три хлопка в ладоши, пять раз- барабан, семь раз-бубен, девять раз-молоточек и т. д.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики-солдатики».
Командир позвал солдат:
«Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним – второй,
Третий встал,
Безымянный, быстро в строй!»
А мизинчик очень мал,
Он чуть-чуть не опоздал.
Встали пальчики: «Ура!
На парад идти пора!»
(Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)
4 задание.
Работа в тетрадях. Графический диктант.
Рация: 4 клетки вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо.