елена даутова
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью игр-головоломок
▼ Скачать + Заказать документы
Расскажи мне – и я услышу,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать самому –
И я пойму!
(Японская пословица)
СЛАЙД 2
Современная дошкольная педагогическая наука и практика ставят задачи создания наиболее эффективных условий для улучшения закономерности развития творчества в дошкольном возрасте. Особое значение приобретают вопросы формирования интеллектуальных умений и творческого воображения. Эти требования учтены в разработке новых подходов, методик и программ образования, воспитания и развития ребёнка.
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью игр-головоломок» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие у детей логического мышления – это движение от целого к частям и их связям, а от них снова к целому. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, которые существенно влияют на умственное развитие ребёнка. Установлено, что возможности умственного развития у детей дошкольного возраста очень велики: дети могут успешно познавать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
Знания – это продукт определённых познавательных действий ребёнка. Методы обучения рассматриваются, как способы работы педагога с детьми, с целью приобретения знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития способностей.
При обучении познавательная деятельность тесно связана с практической деятельностью. В дошкольном воспитании основным мотивом учения является познавательный интерес. Именно наличие у ребёнка познавательного интереса к учению повышает эффективность процесса обучения и насыщает его положительными эмоциями.
Среди материалов, предназначенных для развития творчества дошкольников, широкое распространение имеют различные виды строительных наборов, конструкторов, наборов с логическими блоками Дьенеша, цветными счётными палочками Кюизенера и разнообразных головоломок.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без ис-пользования занимательных задач, игр, развлечений. При этом роль занима-тельного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.
С точки зрения размера, для младших дошкольников рекомендуются игрушки-головоломки мелкие и среднего размера. Для детей старшего дошкольного возраста величина этих игрушек должна быть соразмерна руке ребёнка (мелкие игрушки) или его росту. Крупные игрушки-головоломки с соответствующим содержанием могут стать объектом коллективных игр детей.
Для изготовления игрушек данного вида используется разнообраз-ное сырьё : пенокартон, бумага, проволока, ткань, шнур, дерево, пластмасса, картон, оргалит и др.
В образном отношении игрушки-головоломки конструктивны, условны. Головоломки рекомендуются для игр детей, начиная с пятого года жизни.
СЛАЙД 3, 4, 5
В деятельности детей дошкольного возраста находят применение упрощённые варианты самых разнообразных игр-головоломок. Многообразие этих игр, с одной стороны, даёт основание для их классификации, но, с другой стороны, довольно трудно найти единый признак классификации столь разнообразного материала. В зависимости от характера игрового материала и поставленных задач, направленности на развитие тех или иных умений, игры-головоломки для детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько основных групп.
1. Головоломки, направленные на решение конструктивных задач.
Игры на составление объёмных фигур из кубиков («Куб-хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех» и др.) способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать цвета и др.
Развивающие игры Никитиных.
Игры «шнурковые», целью которых является:
- составление с помощью верёвочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание (различными способами) и развязывание уз-лов; схематическое изображениепредметов с помощью верёвочного кольца, доски с колышками и карты-схемы;
- «освобождение» фигуры от продёрнутого в отверстия шнурка, не развязывая его. «Шнурковые» игры способствуют развитию творческого и логического мышления, действия замещения, схематизации, моделирования, умения ориентироваться в пространстве, пространственного воображения, памяти, мелкой моторики и др.
СЛАЙД 6, 7
2. Головоломки, направленные на решение геометрических задач.
Игры с палочками (спичками, полосками) задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.
СЛАЙД 8
Мозаика из треугольников - развивающая игра для широкого возрастного круга детей. Проводя время за этой игрой, вы развиваете фантазию, воображение и геометрическое мышление. Существуют два правила для этой игры. Первое: для детей даются образцы, по которым они из треугольников и складывают эти объекты. Второе: дети развивают свою фантазию и сами придумывают, что именно они будут складывать из разноцветных треугольников. Проводя время за этой игрой, ваш ребенок в игровой форме укрепляет свое мышление, разносторонность, воображение. Благодаря этой игре вашему ребенку будет несложно придумывать истории, конструировать, сочинять что-либо и вообще заниматься любого рода творческой работой.
СЛАЙД 9
Игры Воскобовича – не просто приятное времяпрепровождение для детей. Они являются по-настоящему развивающими, причем развивают личность ребенка всесторонне, в разных направлениях. Польза этих игр состоит в том, что в процессе занятий активно используется:
• логическое мышление;
• творческое, или образное, восприятие;
• мелкая моторика (и, как следствие, развитие речи);
• математическое мышление (изучение геометрии – яркий тому пример);
• внимание (ребенок учится концентрироваться, не отвлекаться);
• стремление выполнить поставленную задачу и получить результат;
• память;
• интеллект;
• воображение (многие игры основаны на сказках).
Геоконт – игрушка удивительно простая, но с ней, как и с другими играми по методике Воскобовича, с интересом играют дети от 2 до 10 лет. Геоконт представляет собой фанерную дощечку с закрепленными на ней пластмассовыми гвоздиками. Вокруг этих гвоздиков ребенок должен по заданию взрослого натягивать разноцветные резинки, создавая нужные формы (геометрические фигуры, силуэты предметов и т. п.). Если двухлетний малыш может изобразить, к примеру, треугольник, то школьнику уже будет интересно работать самостоятельно, выполняя более сложные задания и даже изучая в игровой форме основы геометрии.
СЛАЙД 10
Волшебный квадрат Воскобовича – наверное, самая популярная иг-рушка. Квадрат этот бывает двух- и четырехцветным и представляет собой 32 пластиковых треугольника, наклеенных на гибкую поверхность (ткань) в определенном порядке. Между ними есть небольшое пространство, благодаря которому игрушка может сгибаться, формируя плоские и объемные фигуры различной сложности.
СЛАЙД 11
Танаграм - часто называют «головоломкой из картона» или «геометрическим конструктором». Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку с 3,5-4 лет.
Способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.
Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…
Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.
Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 6-7 лет.
СЛАЙД 12 Сфинкс
СЛАЙД 13
Пентамино - очень популярная логическая игра и головоломка одновременно. Элементы в игре - плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Всего существуют 12 элементов пентамино, обозначаемых латинскими буквами, форму которых они напоминают. Их элементов можно складывать различные фигуры, симметричные узоры, буква алфавита, цифры. Для маленьких детей, лучше фигуры складывать по образцу, как мозаику.
Фигурки можно распечатать или перерисовать на листочек в клеточку.
Кстати, если у Вас дома много стандартных кирпичиков лего, то можно попробовать сделать пентамино их них. Фигурки сложенные из Лего получаться объемные, и можно будет собирать помимо обычных, плоскостных моделей, объемные фигуры.
Схема сборки достаточно простая: два ряда кирпичиков уложенные друг на друга со смещением.
СЛАЙД 14
Логические блоки Дьенеша - Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
СЛАЙД 15
Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы. С помощью счетных палочек Кюизенера дети во всем мире с удовольствием развивают мелкую моторику, тренируют память, познают основы геометрии, сравнивают величины, форму, объем и цвет. Комплект состоит из палочек разного размера и цвета, благодаря которым дети быстро запоминают состав чисел и познают основу математических действий. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.
Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубом.
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Класс белых чисел образует число один. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», (2 – розовый, 4- красный, 8- вишневый цвет, 3,6,9 – «синюю семью»(голубой – 3, фиолетовый – 6, синий – 9.)
«Семейство желтых» составляют числа кратные 5: 5- (желтый) и 10 (оранжевый). Класс черных чисел образует число 7.
СЛАЙД 16
3. Игры комбинаторного характера стратегические.
Шашки и шахматы. Игры шахматно-шашечного типа, основанные на игровых принципах классической игры в шашки: «Волки и овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Леопарды и зайцы», «Мельница», «Турецкие шашки» и др. В эти игры играют два игрока на доске, расчерченной на клетки, имея по равному количеству фигур и одинаковые шансы на выигрыш в начале игры.
Подобные игры способствуют развитию комбинаторных способностей, образного и логического мышления, способности к самостоятельному поиску решения задачи, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии и др.
Список использованных источников:
1. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дье-неша и логическими фигурами. - СПб.
2. Серова З. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений/ З. Серова // Дошкольное воспитание. -1992.-№5-6.- с. 31-40.
3. Носова Е. Игры упражнения с логическими блоками/ Е. Серова// Обруч. -2001.-№2.-С. 30-31.
4. интернет - ресурсы
• Бесплатные настольные игры
• www.printplay.ru/
• РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
• Все для раннего Развития Детей
• Учимся играя