Елена Бокова
Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
1. Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка : интеллектуальное, личностное и творческое развитие на основе диагностики его индивидуальных особенностей.
2. Использование современных инноваций в области интеллектуального потенциала дошкольников
3. Создание тесного сотрудничества с семьями воспитанников по развитию индивидуальных способностей детей
Введение
Публикация «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Следуя Концепции модернизации российского образования, определены главные установки по формированию ценностных ориентаций детей и их развитие в сложившихся социокультурных условиях, заключающихся в том, что «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, духовно нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности, физически и психически здоровые».
Исходя из этих требований модель выпускника ДОУ выглядит следующим образом: наличие высокого уровня интеллектуального и познавательного развития, обладание креативностью мышления, с высокой результативностью всех психических процессов.
Осуществляя диагностику в данном направлении мы выявили, что: интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста соответствуют лишь среднему уровню развития; деятельность ребёнка носит воспроизводящий (нетворческий) характер. То есть проявляет активный познавательный интерес к миру, к своему будущему при помощи взрослого.
Наряду с этим, количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребёнка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школьном обучении и зачастую является причиной школьной дезадаптации.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
Решению этой проблемы и посвящена данная разработка.
Цели данной разработки:
1. Повышение уровня интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе.
2. Осуществление индивидуального подхода к развитию личности ребёнка и его самореализации, самовыражению; интеллектуально – познавательному развитию через развивающее обучение.
1. Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка : интеллектуальное, личностное и творческое развитие на основе диагностики его индивидуальных особенностей.
Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка : интеллектуальное, личностное и творческое развитие на основе его индивидуальных особенностей может осуществляться лишь через деятельность. Так как только в процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познаётся окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.
И решение этих задач нам видится именно через познавательное развитие ребёнка посредством развивающего обучения.
Наиболее эффективный вариант развития познавательной сферы ребёнка старшего дошкольного возраста – организация познавательной деятельности.
Познавательная деятельность – это активная деятельность ребёнка по приобретению и использованию знаний.
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка, т. е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов) : наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.
Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности, включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому её цель обусловлена решением возникших затруднений.
Главная задача познавательного развития ребёнка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
1.1 Организация познавательных занятий.
Содержание познавательных занятий зависит, с одной стороны, от программных образовательных задач, а с другой стороны – от содержательной структуры самой познавательной деятельности.
Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, проводится игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приёмов в ходе занятия.
Так как особенность наших воспитанников в том, что они имеют речевые нарушения, наша задача это совместная работа с логопедом.
Организационная структура игрового познавательного занятия.
Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно – игровой проблемной ситуации, провоцирующей постановку познавательной задачи.
В основной части происходит решение поставленной задачи.
В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно – игровой ситуации.
Рассмотрим специфику использования игровых приёмов в ходе познавательного занятия.
Большие возможности для познавательной деятельности ребёнка представляют конструкторы «Лего».
Эффективным развивающим средством также являются «Логические блоки Дьенеша».
Активно используются в образовательном процессе цветные палочки Х. Кьюзенера. С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения
Для включения ребёнка в проблемно-игровую ситуацию на занятиях мы активно используем моделирование.
Также хотелось бы отметить, что при организации познавательных занятий, мы используем игровые проблемные ситуации и задачи.
Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследования всего, что связано с данной проблемной ситуацией.
1.2. Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей.
Работа с детьми в рамках совместной познавательной деятельности исключает специально организованные занятия. Активность детей вызывается воспитателем, который вовлекает их в познавательно – игровую деятельность, демонстрируя собственную увлечённость ею.
Мы строим совместную познавательную деятельность так, чтобы ребёнок при желании мог продолжить её самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес. Нами используются два варианта организации совместной познавательной деятельности.
Вариант 1. Совместная деятельность организуется как система игр для закрепления полученных на занятии знаний и умений, а также для формирования умений детей применять полученные представления в разнообразных игровых ситуациях.
Мы используем в этом варианте разработки дидактических игр, а также комплекс сюжетно – дидактических игр.
Вариант 2. Совместная деятельность организуется как самостоятельная система косвенного обучения детей, исключающая занятия. Обучающая игра выполняет ещё одну важную функцию обучения – развивающую, формируя познавательные процессы, способности ребёнка.
1.3. Организация самостоятельной познавательной деятельности детей.
На данном этапе развивается творческая активность детей в познавательно – игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребёнок получает возможность самореализации.
Основные показатели самостоятельной деятельности – интерес к ней со стороны ребёнка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.
Можно воспользоваться дидактическими играми, разработанными З. А. Михайловой, Л. В. Артёмовой, Л. А. Венгером, Б. Н. Никитиным.
2. Использование современных инноваций в области интеллектуального потенциала дошкольников
Линия познавательного интеллектуального развития вплетена и в личностное, и творческое развитие ребёнка.
В качестве объекта познания можно взять примеры из природы; в качестве эмоциональной составляющей - рисунки, фотографии, картинки, короткие образные занимательные зарисовки, обращенные к чувствам ребёнка, народные загадки (поэтический образ, загадки, придуманные детьми по определённым правилам (свой художественный образ).
3. Создание тесного сотрудничества с семьями воспитанников по развитию индивидуальных способностей детей.
Психолого – педагогическая наука признаёт тот факт, что реальные способности могут проявиться достаточно поздно, но то развитие которое получает ребёнок в том числе и в семье, способствует их проявлению. Разработана просветительская программа для родителей, выпуск рекламных буклетов.
Нам были близки и понятны ведущие идеи о том, что семья и детский сад хронологически связаны формой преемственности. Однако дошкольник не эстафета, которую семья передаёт в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка.
Для занятий родителей с детьми в домашних условиях нами составлена подборка игр, увлекательных заданий, представленных как в буклированном виде, так и записанных на другие информационные носители (будь то диски, флэшки).
Заключение.
В современных условиях развития детей, особую актуальность приобретает отношение воспитателя к развитию своих воспитанников.
Демонстрируя основные признаки творческой личности, формируя мотивацию на развитие творческих и сенсорных способностей, воспитатель помогает в развитии способностей, на которых будет основываться будущая жизнь ребёнка. И чем раньше начнётся позитивное воздействие на ребёнка, тем больше вероятности, что умственное развитие определит успешный стиль его жизни. Особое значение приобретает мотивационная, теоретическая и практическая готовность педагога к работе по формированию развитого ребёнка.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.