антонина шаравина
Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования математических игр, задач, развлечений. При этом роль математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания личности: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, применять их в других видах деятельности, в новой обстановке.
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством математических игр» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и математическим играм.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, что способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей : логика мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умение догадываться о решении на определенном этапе, что свидетельствует о глубине понимания задач, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.
Математические игры на составление фигур-силуэтов «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Танграм» способствуют становлению и развитию таких качеств личности как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат.
Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач). Дети начинают осознавать, что в каждой из математических игр заключена какая-нибудь хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Например – Головоломки учат детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. Задачи на смекалку различных по степени сложности, характеру преобразования. И в ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели-видоизменит или построить пространственную фигуру.
Можно использовать простые логические игры, упражнения, с целью развития у детей умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Например, «Чем отличается одна картина от другой?» На основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий.
«Найти два одинаковых предмета?»
«Какая фигура лишняя?» и т. д.
Необычная игровая ситуация с элементами проблемности интересна детям и эмоционально захватывает их. Например, с помощью заместителей сравнить две группы предметов, не прибегая ни к счету, ни к перемещению. Желание достичь цели стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).
Обучение различным математическим отношениям с помощью моделей позволит детям более успешно овладеть математическими представлениями, а главное, будет способствовать развитию познавательных способностей.
С помощью математической игры «Цифры» ребенок сможет познакомиться с цифрами и арифметическими знаками, научиться определять количество предметов, находить соответствующее ему число, складывать их и определять результат сложения.
Обучающий эффект игры опирается на ассоциативную связь между естественной окраской изображений различных предметов и цветом цифр, соответствующих количеству этих предметов.
Игра «Юный математик» - помогает развивать у детей представление о составе числа из двух меньших.
Таким образом, с помощью математических игр можно решить целый ряд важных задач обучения:
- Закреплять, уточнять, проверять знания детей о количестве, величине, числах времени в пространстве, геометрических фигурах.
- Учить применять приобретенные знания в измененных игровых или жизненных ситуациях.
- Развивать восприятие, память, мышление воображение, речь.
- Формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать.
- Развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа.
- Активизировать математический словарь в речи, учить выражать мысли простыми и распространенными предложениями, связно и понятно для присутствующих.
Итак, в ходе математических игр у детей вырабатывается умения, навыки, необходимые для учебной деятельности: способность анализировать, планировать, контролировать свою деятельность, работать самостоятельно.
Использование нестандартных дидактических средств и методов обучения позволяет добиваться высоких результатов.