Алла Федорчук
Развитие инициативы и творческих способностей у детей подготовительной к школе группы в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие инициативы и творческих способностей у детей подготовительной к школе группы в соответствии с ФГОС ДО
Воспитатель МБДОУ детский сад №19 «Антошка»
г. Белгорода
Федорчук Алла Владимировна
Публикация «Развитие инициативы и творческих способностей у детей подготовительной к школе группы в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Эпоха научно-технического прогресса, которая существует на данный момент, все больше усложняется и требует быстроты ориентации, гибкости и подвижности мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению возникающих проблем. Творческий процесс постепенно замещает информационно-репродуктивный. Это и является предпосылкой для активизирования творческой деятельности детей подготовительной к школе группы, как познавательной, так и практической.
Формирование творческой личности представляет собой одну из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе, которая решается, начиная с дошкольного возраста. Наиболее эффективным средством формирования творческой личности ребё нка-дошкольника перед школой является развитие детского творчества и поддержание инициативы в воспитательно-образовательном процессе. Данный аспект находит свою актуальность в реализации педагогами образовательной области «художественно-эстетическое развитие».
Современные условия развития образования характеризуются введением ФГОС ДО, в данном документе детское творчество представляется в качестве уникального явления. Многими современными отечественными и зарубежными педагогами и психологами признаётся влияние занятий художественным творчеством на всестороннее, особенно художественно-эстетическое развитие личности ребёнка.
Одним из важных условий реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» является обеспечение приоритетного внимания к организации специфических детских видов деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые при правильной их организации способствуют обеспечению всестороннего развития ребёнка, созданию обстановки эмоционального благополучия, наполнению жизни дошкольников интересным содержанием, предоставлении каждому ребёнку переживания радости творчества и личностных инициативных решений.
В решении задач художественно-эстетического развития и в частности, развития творчества у детей старшего дошкольного возраста, особую важность приобретает предоставление детям широких возможностей использования изобразительной деятельности при проведении режимных моментов, организации самостоятельной деятельности: в игре, при оформлении групповой комнаты, вестибюля, зала к вечерам досуга, праздникам.
В НОД формируются творческие умения и навыки, используемые в дальнейшем для реализации практических общественно полезных целей, что представляет важный аспект работы, направленный не только на повышение успешности детского художественного творчества, поддержания детской инициативы, но и в осуществлении более широких воспитательных задач ООП ДОУ.
По мнению К. Н. Поливановой, старший дошкольный возраст – сенситивный период развития произвольного внимания, которое характеризуется сознательным удерживанием его на определённых предметах и объектах, играет ведущую роль в организации психических процессов.
Согласно ФГОС в ДОУ должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности (развитие творческих способностей)
• возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (развитие инициативы).
Исходя из этого, я строю свою профессиональную деятельность так, чтобы каждый ребёнок мог самореализовываться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную инициативность, стал более общительным и доброжелательным.
В своей работе активно использую технологию проектной деятельности, в ней стараюсь быть партнером, помощником ребенка. За время реализации проектов накоплен богатый практический опыт, осуществлялись разные виды проектов от краткосрочных образовательных практик до долгосрочных проектов-грантов. Например, КОП «Красивый букет для мамочки», «Полеты в космос: история Белки и Стрелки», или проект на получение гранта «Мой зеленый уголок России».
Также большое значение придаю использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и в режимных моментах. С детьми подготовительной к школе группы беседуем о приёмах сохранения здоровья, просматриваем обучающие фильмы и презентации, оформляем наглядные пособия. Всё это помогает детям инициативно и самостоятельно заботиться о своём здоровье и беречь его. При выполнении заданий, связанных со здоровьесберегающими практиками, дети используют свои творческие инициативы и практический опыт направленный на укрепление здоровья и приобщению здорового образа жизни.
Не могу не выделить особый вид детской деятельности: продуктивные работы детей. На творческих занятиях использую частично-поисковые (эвристические) и исследовательские методы. Эвристические методы направлены на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности, поддержания инициативы и особой мотивации у детей старшего дошкольного возраста. Например, предлагаю выполнить творческое задание, самостоятельно отбирая средства и способы для достижения собственной продуктивной деятельности, направленной на получение положительного результата и эмоциональной удовлетворенности.
С целью оптимизации процесса творческого развития дошкольников применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников, мотивирует их инициативность в творческом процессе.
Поэтому создавая условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создаю условия для принятия собственных решений, выражения своих чувств и мыслей; тем самым оказываю не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и творчества в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
Я считаю, что моя роль в процессе становления детского творчества и инициативы существенна, так как направлена на развитие любознательности и творческого воображения, умственных и художественных способностей, коммуникативных навыков у детей подготовительной к школе группы, что поможет им в дальнейшем научиться ставить новые проблемы, находить новые решения.