Ефимова Марина
Развитие игрового опыта детей в процессе использования игровых полей
▼ Скачать
Роль игры в развитии ребенка как основной формы работы и ведущего вида деятельности, через которую должны решаться все образовательные задачи, очень важна. Это отмечено и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, способствует формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечивает социальную успешность дошкольника. Три взаимосвязанные линии ребенка «чувствовать-познавать-творить» гармонично вписываются в естественную среду ребенка игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
Публикация «Развитие игрового опыта детей в процессе использования игровых полей» размещена в разделах
К сожалению, сегодня наши дети стали меньше играть. Их игры более примитивны и однообразны. Отсюда вытекает острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей : не все дети могут согласовывать игровые замыслы со сверстниками, испытывают трудности в построении сюжета и обозначении своей игровой позиции. Анализ практики дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречий между признанием роли игры в развитии ребенка и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей. И это понятно: хочется быстрее «выучить», показать родителям, что ребенок «все знает», к школе готов. Но нет игры у дошкольника - нет интереса к учебе у школьника. Эта истина известна всем, но на практике она игнорируется. Да и сама игра сводится либо к игровым приемам, либо к обыгрыванию учебного материала, да и руководство играми дошкольников в детском саду несет на себе отпечаток излишнего дидактизма.
Причины редукции игры очевидны:
Во-первых, это разрыв и эмоциональное отчуждение между поколениями детей, родителей и прародителей. Родители современных детей принадлежат, увы, уже к «неиграющему» поколению. Они часто сами не умеют играть. К тому же у взрослых регулярно не хватает на это времени.
Во-вторых, появились новые формы досуга, вытесняющие игровую деятельность. Конечно, уберечь ребенка от технических новинок, современных гаджетов невозможно, но в наших силах ограничить взаимодействие с ними.
И, в-третьих, это повышение ценности высокоинтеллектуального развития в обществе. А. Грин писал: «Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить». Имеющиеся проблемы определяют актуальность внедрения в практику работы детского сада современных технологий для развития творческой игровой деятельности. Важнейшей задачей педагогов является оптимизация и организация в детском саду специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности детей. Таким пространством может стать - игровое поле. Игровое поле является полифункциональным, мобильным и привлекательным пространством для детей.
Что такое игровое поле? Это небольшое игровое пространство, которое легко окинуть одним взглядом, тем самым получить возможность научиться смотреть на ситуацию целиком и одновременно видеть ее во всей ее сложности.
Цели:
развитие игровой и познавательной активности детей, воспитание у них эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу игры, создание условий для игр различной направленности.
Задачи:
Внедрять новые подходы в организации РППС, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной РППС.
Обеспечить свободный выбор детьми различных игровых полей и предметов для игры.
Формировать совместное со взрослыми вариативное обыгрывание макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.
Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, фантазию; общую и мелкую моторику рук, коммуникативные навыки.
Этапы работы (игры) с использованием игровых полей рассмотрим на примере игрового поя «Море»
1 этап – чтение литературы, беседы, просмотр мультфильмов и презентаций, экскурсии, целевые прогулки.
Чтение «Сказки о Царе Салтане», «Золотой рыбке» (Пушкин А. С., чтение рассказа «К морю» (Снегирев Г. Я, подвижная игра в «Рыбака и рыбку», «Море волнуется раз…»
2 этап – развитие сюжетосложения; игры с использованием игровых полей.
Разделение детей на команды и распределение ролей: команда рыб – прячет в игровом поле морских обитателей и команда рыбаков – дети с удочками «ловят» рыбок на магнитные удочки.
3 этап – создание условий для дальнейшего развития самостоятельных игр детей.
Беседы с детьми о профессиях связанных с морем: моряк, рыбак, аквалангист.
Параллельно вводим в игру еще одно игровое поле для их сравнения : например, поле «Арктика».
Здесь мы сравниваем состояние воды в природе, обитателей, условия их окружающей среды, противопоставляем теплоход ледоколу и т. д.
Какими персонажами наполнить игровое поле?
Это будет зависеть от сюжета, но понадобятся предметы фигурки, маркеры пространства, предметы, обозначающие действия, а также предметы-заместители.
Игровое поле, аксессуары и наборы персонажей лучше хранить в пластмассовых контейнерах, чтобы дети всегда могли выбрать нужные элементы в соответствии с замыслом самостоятельной игры.
Игры на игровых полях способствуют развитию :
Креативности;
Коммуникативной инициативы;
Самостоятельности;
Творчества на основе социально-ценностных способов общения.
Также повышается уровень любознательности и познавательного интереса, формируются ключевые компетенции детей, что соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО.