Папки-передвижки

Развитие и коррекция зрительной памяти учащихся с нарушением интеллекта средствами игры

Любовь Ильинична Тибиякова
Развитие и коррекция зрительной памяти учащихся с нарушением интеллекта средствами игры
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие и коррекция зрительной памяти учащихся с нарушением интеллекта средствами игры

У детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста запоминание любого материала затруднено. Объём запоминания информации ограничен. Причинами низкого качества слагаемых зрительной памяти являются патология зрительного восприятия, слабость мышления, неустойчивость внимания, плохо развитая наблюдательность, нежелание принимать волевые усилия. Все эти недостатки разрушают другие познавательные процессы, которые строятся на основе наглядно-образной деятельности. Особая роль в этом процессе коррекции и развития зрительной памяти принадлежит играм.

Публикация «Развитие и коррекция зрительной памяти учащихся с нарушением интеллекта средствами игры» размещена в разделах

Особенно важно при работе над развитием памяти учитывать активный характер запоминания, который проявляется у детей с нарушением интеллекта, если сама деятельность, выполняемая ими, предполагает понятный им и даже в какой-то мере творческий процесс.

Совершенствование памяти у учащихся с нарушением интеллекта тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемонических (способы и приемы) задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала, для лучшего запоминания. Множество таких задач возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры представляют широкие возможности для развития памяти учащихся. Работа по развитию зрительной памяти должна начинаться с простых, доступных всем учащимся игр. Обозначенный подход к развитию объёма зрительной памяти оказывается результативным при соблюдении следующих условий:

-игра должна быть понятной, доступной, добровольной;

-правила игры должны быть точными, немногочисленными;

-подбор учебного материала должен соответствовать программе;

-лёгкие и трудные игры должны чередоваться;

-не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы;

-все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени;

-после игры обязательно должны быть подведены итоги.

Одна из распространённых игр «Что изменилось в классе?». В классе меняются горшочки с цветами, игрушки на полке, приносятся вещи, которых ранее в классе не было, и задаётся вопрос: «Что в классе изменилось?» Во время прогулок дети отвечают на вопросы: «Кто прошёл мимо?», «Во что одет прохожий?», «Сколько человек прошло через площадку?» и др. Игры «Пропавшая вещь», «Чьи это вещи?» имеют определённую цель: наблюдай, запоминай.

С целью развития объёма зрительной памяти целесообразно учащимся вести специальные тетради, в которых ученики записывают названия запомнившихся предметов, увиденных на сюжетных картинках (по темам «Мебель», «Продукты питания», «Домашние животные» и другие). На рассмотрение и запоминание отводится 1-1,5 минуты.

В процессе этих игр учащиеся овладевают приёмами лучшего запоминания: сначала пересчитать количество предметов, потом, записывая название предметов, считать, сколько ещё предметов не записано; осуществлять сравнение, обобщение.

После проведения 2-3 игр одинакового содержания необходимо использовать другие.

Напримеры.

Игра «Фотограф». На доске записано 10 слов: книга, журнал, картина, мел, газета, карта, доска, стол, шкаф. Ученики в течение 1 минуты читают и по возможности запоминают слова. Через одну минуту написанные на доске слова закрываются, а ребята отвечают на вопрос: «Есть ли среди этих слов слова «стул» и «газета»?

В дальнейшем для активизации учащихся при проведении игр можно включать самопроверку, подводить итоги игры в баллах. При правильном ответе выставлять 5 баллов, при одной ошибке -4 балла, при 2 ошибках-3 балла, при 3 ошибках-2 балла.

Игра «Стол, накрытый к чаю» вызывает постоянный интерес. На картину с изображением накрытого скатертью стола прикрепляются картинки с изображением 7 предметов: чайника, тарелки с тортом, чашки с блюдцем, ножа, самовара. Затем сообщается, что к столу подошла кошка, схватила край скатерти и стащила её со стола. Картина убирается, а ребятам предлагается записать название падающих предметов. После проведения игр, следует организовать контрольное упражнение, по результатам которого ребята сами делают вывод, кто больше стал запоминать предметов и последовательность их расположения.

Игры по развитию зрительной памяти можно использовать на всех уроках, подбирая соответствующий материал.

Таким образом, в игровой деятельности у учащихся с нарушением интеллекта младшего школьного возраста увеличивается объём памяти и улучшается последовательность воспроизведения, у некоторых детей пропадает страх перед заучиванием, развиваются и другие качества личности: эмоциональный мир, воля, растёт самоуважение.

Особенности внимания

Проблеме внимания в общей психологии посвящено очень большое количество исследований.

Уровень развития внимания у учащихся коррекционного класса весьма низок. Дети с нарушением интеллекта смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. По этой же причине дети выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Почти про каждого ученика учитель вправе сказать: «Мог бы делать, отвечать лучше, но. невнимателен».

Для того чтобы легче исправлять эту невнимательность, следует различать, по крайней мере, два ее источника.

Первый и наиболее типичный источник — колебания психической активности, являющиеся проявлением летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. На языке психологов это можно назвать быстрой истощаемостью психических процессов. Не следует думать, что эта истощаемость, или, иначе, утомляемость, обнаруживается только к концу школьного дня либо к концу года. Истощаемость может наступить и на первом уроке после некоторого умственного напряжения. Однако у многих учащихся коррекционного класса колебания тонуса психической активности возникают постоянно и очень часто. Эти состояния значительно затрудняют усвоение изучаемых в школе предметов.

Ведущим нарушением высшей нервной деятельности у всех детей с интеллектуальным недоразвитием является патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности. Иначе говоря, речь идет о преобладании возбуждения над торможением или, напротив, торможения над возбуждением.

Внимание представляет собой формирующийся навык самоконтроля. Этот навык может быть сформирован в специально созданных для этого условиях. Указанный навык тесно связан с критичностью и самообладанием. Задача педагога состоит в том, чтобы приучить умственно отсталых детей проверять правильность собственных действий, следить за своей речью, перечитывать написанное и т. п.

1. Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие сенсорного внимания, объема внимания.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе.

б) Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания.

2. Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур».

Цель: развитие произвольного внимания, объема внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (IЗхIО см).

Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрически фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

3. Упражнение «Исключение лишнего». Цель: развитие сенсорного внимания, мышления, объема внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание. Ребенку предлагается найти

из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличный от других, и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».

4. Игра «Разведчики». Цель: развитие моторно – слуховой памяти, координации движений.

Оборудование: стулья.

Описание. В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок - «разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев, а «командир», запомнив дорогу, должен провести весь отряд.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут».

Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика» на себя.

5. Игра «Квартет».

Цель: закрепление умения собирать из частей целое, формирование внимания.

Оборудование: 13 открыток (размер каждой открытки 10х14 см) с разными сюжетами (причем двух одинаковых среди них не должно быть, каждая из которых разрезана на четыре равные части. Несколько столов, объединенных в один общий стол; стул для каждого ребенка.

Описание: Подчиняясь правилам игры, все дети должны собрать из частей ходящих по кругу среди играющих целые открытки – «квартеты». Побеждает тот, кто больше всего соберет «квартетов».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Квартет». В этой игре мы будем использовать открытки, разрезанные на 4 равные части. Все части открыток перемешиваются и раздаются по кругу (по 5 частей на каждого игрока) так, чтобы играющие не видели рисунка. Оставшиеся части складываются в стопку рисунком вниз на «кон» для дальнейшего их разыгрывания. Все игроки должны внимательно рассмотреть полученные части.

Среди игроков с помощью считалки устанавливается очередность. Первый играющий показывает всем одну часть открытки. Остальные же игроки отдают показавшему, если у них есть среди своих карточек, все карточки – части открытки к той 1-й, которую показал 1-й игрок. Если же частей открытки к показанной очередным игроком ни у кого из играющих не оказалось в данный момент, то очередной берет одну карточку из стопки «кона» и если взятая карточка оказалась 4-й к трем имеющимся частям одной открытки, у очередного образуется «квартет» – целая открытка.

В случае получения квартета играющий имеет право дополнительного хода. В противном случае уже следующий игрок показывает свою часть открытки всем играющим. Игра продолжается до тех пор, пока на «кону» ничего не останется, а из частей открыток не образуются все открытки. Выигрывает тот, кто больше всех соберет квартетов. Прежде чем начать игру, рассмотрим все целые квартеты. Начинаем играть».

Примечание. Игра проходит в порядке установленной очередности. Все части открытки отдаются игроку, показавшему одну из частей, даже если их З штуки, не утаивая. Игрок, собравший квартет – целую открытку, имеет право дополнительного хода. Взрослый играет вместе с детьми и контролирует выполнение правил.

Литература:

Брунов Б. П. Игра как средство коррекции практической деятельности детей с нарушением интеллекта / Под ред. В. И. Петроченко. - Красноярск, 2003.

Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. // Вопросы психологии. - 1996 - № 6.

Публикации по теме:

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. Наблюдение за деревьями. Обратить внимание детей на красоту деревьев зимой. Какие стоят деревья? Чем покрыты деревья? (снегом). Красивы.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Картотека «Наблюдения в природе весной (март) с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. За солнцем. Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и всё кругом.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми старшего возраста с нарушением интеллекта» 1. После новогоднего праздника вынести ёлки на участок. Устроить праздник для птиц, развесив на ёлку кусочки сала, хлеба, колбасы. Полюбоваться,.

Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.

Мастер-класс «Над нами реет флаг России». Занятие по аппликации с детьми с нарушением интеллектаМастер-класс «Над нами реет флаг России». Занятие по аппликации с детьми с нарушением интеллекта Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я каждый раз тщательно продумываю каждое занятие. Возможности этих детей не столь.

НОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обученияНОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обучения Цель: совершенствование у детей опыта применения знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Задачи: Закреплять умение.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие и коррекция зрительной памяти учащихся с нарушением интеллекта средствами игры
Опубликовано: 31 декабря 2020 в 13:19
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие и коррекция зрительной памяти учащихся с нарушением интеллекта средствами игры» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Ильинична Тибиякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД