Екатерина Тимонова
Развитие художественной одарённости дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие художественной одарённости дошкольников.
В Федеральной программе развития образования выдвигается цель - «развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества.» В программе основным направлением является - развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности.
Публикация «Развитие художественной одарённости дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Торренс) [ 3,5 ]; о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисицина, Л. А. Венгер).[ 1,2 ]
Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка. Раскрытие потенциала одаренного ребенка актуально для системы художественного воспитания. Изобразительная деятельность оказывает огромное влияние на развитие ребенка, становление различных психических функций, может служить показателем развития. И детский рисунок как результат художественно-творческой деятельности может стать показателем развития личности ребенка. Детский рисунок несет в себе отпечаток личности, ее восприятия мира, настроения и состояния.
Изобразительная и художественно - творческая деятельность предоставляет возможность развития воображения, гибкости и пластичности мышления. В первые годы жизни ребенка особенно важным становится развитие зрения и моторики, сенсомоторной координации.
Итак, следует рассмотреть само понятие «одаренность». В Федеральной целевой программе «Одаренные дети» понятие одаренности раскрывается как «системное качество психики, которое определяет возможность достижения более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»
Как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей ребенка. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. У одаренных детей, как правило, отмечена высокая любознательность и исследовательская активность. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно - следственные связи и делать соответствующие выводы Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Одаренных детей отличает их большой словарный запас, повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна
Далее перейдем к рассмотрению понятия «художественное творчество». В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «художественный» представлено как относящийся к искусству, к деятельности в области искусства [ 4 ].
Аспектами художественного творчества и, в частности, художественного творчества дошкольников, занимались Л. С. Выготский, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина и др. [ 1 ].
Уже в первые годы жизни можно выделить такие факторы, которые способствуют раскрытию художественной одаренности : это эмоциональная окрашенность, стремление к одушевлению предметов, явлений; это игра, как активное выражение значимых для ребенка переживаний
Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка и его роли в системе общественных отношений. Художественно-творческая деятельность оказывает преобразующее влияние на личность ребенка, создает атмосферу радости, формирует личность, стимулирует развитие созидательных способностей.
Ребенок, обладающий художественно-творческой одаренностью проявляет самостоятельность, инициативу и любознательность при рассматривании и в обследовании произведения искусства, дает оценку его основным эстетическим характеристикам, отражает понимание выбора средств выразительности художника в соответствии с замыслом в содержании суждений. Такой ребенок демонстрирует в речи, жестах эстетические чувства, является инициатором искусствоведческой беседы, с увлечением занимается творческой деятельностью.
Одной из важнейших задач педагогов в работе с одаренными детьми является создание наиболее благоприятных условий для погружения в мир искусства. Перед одаренными детьми следует ставить такие задачи, которые не имеют «правильных» и общих для всех решений. Не следует форсировать гонку за результатами. Творческий рост должен совершаться естественно. Основой его должно быть собственное эстетическое отношение дошкольника к жизни. Освоение специальных навыков не должно становиться формальным натаскиванием, а должно стать подспорьем в творческом переосмыслении окружающего мира. Следует также не допускать ситуаций, когда одаренный ребенок становится средством самореализации педагога, который навязывает свое видение, средства выразительности. Гибельным для личностного и художественного развития детей может стать ситуация пренебрежительного отношения к продуктам детского творчества.