Елена Босина
Развитие речи посредством приобщения детей к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы,мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление о воображение ребёнка, обогащает его эмоции. Даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Публикация «Развитие речи посредством приобщения детей к художественной литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание,но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения.
Постепенно у детей формируется избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний.
Всё последующее знакомство с художественной литературой будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя- привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, дети овладевают способность передавать определённое содержание.
Словесное творчество подразумевает деятельность детей, возникшая под влиянием произведений и впечатлений от окружающей жизни и выражающая в создании устных сочинений – рассказов, сказок. стихов. Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. Поэтический слух это способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой то мере осознавать их.
Само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений детей.
Культура речи : Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.
Богатство речи предполагает большой объём словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний.
Точность речи : оптимальное словоупотребление: Это выбор таких слов. которые наилучшим способом передают содержание высказывания.
И наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств. Соответствующих условиям и задачам общения.
Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, Прямом значении. С возрастом ребёнок начинает понимать смысловые оттенки слова. Знакомиться с его многозначностью, учиться понимать образную сущность художественной речи. Переносное значение фразеологизмов, пословиц,загадок.
Показателем богатства речи является не только достаточный объём активного словаря. Но и разнообразие используемых словосочетаний,а также выразительное оформление связного высказывания.
В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания.
В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребёнка к языку в его эстетической функции.
Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи.
. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы пословицы, поговорки, загадки, потешки.
Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств в художественном тексте.
Младшая средняя Старшая подготовительная
Ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров.
Важно обратить внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
К примеру, после прослушивания сказок. «Колобок», «Волк и козлята» предложить детям пропеть песенки.
Народные произведения дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью родного языка.
Младшим дошкольникам рекомендуют для чтения рекомендуют небольшие рассказы и стихи.
А. Барто «Игрушки»., «Мой Мишка «Александровой и другие. Они не сложные по содержанию,выражены в простой форме.
Младших дошкольников стихотворения отличающие, чёткой рифмой,ритмичностью,
музыкальностью. доступной форме.
При повторном чтении дети начинают запоминать текст. Усваивают смысл стихотворения. Продолжается ознакомление с художественной литературой.
После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием.
Важно после чтения произведения правильно формулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное- действия основных героев, их взаимоотношения и поступки.
При чтении стихов, нужно выделить ритмичность, напевность, это развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка. Учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.
В старшем возрасте дети способны более глубоко осмысливать содержание.
Анализ сказки проводиться наиболее глубоко.
При чтении стихов нужно помочь ребёнку почувствовать красоту и напевность, глубже осознать содержимое.
При знакомстве с рассказом, воспитатель должен раскрыть перед детьми значимость описываемого явления, взаимоотношения героев., обращать их внимание, какими словами автор характеризует самих героев, и их поступки. Перед педагогом стоит задача воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык, сказок, рассказов, стихотворений.
Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неис черпаемое богатство русского языка,способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и самостоятельном словесном творчестве. Также в старшем возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку.
Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок и рассказов.
Систематическая работа приведёт к тому, что дети будут стремится к самостоятельному сочинению произведений разных жанров и на разные темы.
При целенаправленной работе у детей повышается внимание к слову, его точности, уместности употребления в определённом контексте.