Каринэ Каваносян
Методическая разработка «Развитие детской художественной одарённости через нетрадиционные технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Формирование творческой личности - актуальная проблема современной педагогической практики.
«Развитие детской художественной одаренности через нетрадиционные технологии» отражает технологию обучения дошкольников изобразительной деятельности, в основе которой лежит метод детского экспериментирования. В процессе организованной и самостоятельной деятельности дети знакомятся с народно-прикладным искусством, с окружающим миром.
Публикация «Методическая разработка „Развитие детской художественной одарённости через нетрадиционные технологии“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Опыт работы показывает использование разнообразных форм и методов способствуют всестороннему развитию ребенка.
В основе работы лежит развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные способности.
Цель: раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребёнке. Тягу к искусству, к культуре, традициям. Через, различные виды изобразительной и прикладной деятельности опираясь на подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчество детей в атмосфере эстетических предложений и увлечённости, совместного творчества взрослого и ребёнка.
Задачи:
Развитие творческих способностей детей. Сохраняя и развивая их индивидуальность, собственное видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства.
Привить интерес к нетрадиционной технике рисования, аппликации, оригами и пробудить желание совершенствования на этих направлениях.
Воспитывать аккуратность, внимание.
Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
Развивать художественный вкус, изобразительность, фантазию.
Воспитывать художественный вкус в умении подбирать сочетания цветов.
Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по своему, дополняя выразительными деталями.
Программа рассчитана на 4 года обучения и состоит из четырех этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей. Первый этап рассчитан на детей 3-4 лет (младшая группа, второй – на детей 4-5 лет
(средняя группа, третий - на детей 5-6 лет (старшая группа, четвертый - на детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
И в десять лет, и семь, и в пять
Все дети любят рисовать
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес
Далекий космос, ближайший лес.
Цветы, машины, сказки, пляски,
Все нарисуем, были б краски
Да лист бумаги на столе
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Художественный труд и изобразительное искусство позволяют детям раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности. У каждого человека есть скрытые задатки и способности, но реализуются не у всех. Необходимо пробудить способности и помочь им развиваться.
Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Копируя окружающий мир, они изучают его.
Занятия строятся так, чтобы у каждого ребёнка была возможность проявить себя. Для этого необходимо создать следующие условия:
а) внимание к естественным потребностям ребёнка;
б) обеспечение условий для его творческой деятельности;
в) уважение к выбору ребенком способа решения художественных задач;
г) удовлетворение его потребности в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для создания задуманного образа.
Побуждая детей к созданию выразительных рисунков, используя методы образного восприятия мира, проживания образа, в том числе через движения.
Важно вовлечь детей в диалог, чтобы они не просто механически учились технике рисования, а эмоционально переживали ситуацию. Например, рисуя лес, педагог с детьми превращаются в деревья: туловище – ствол, руки - толстые ветки, пальцы - тонкие веточки, ногти – листочки. Деревья, как и люди, бывают разные: большие и маленькие, высокие и низкие. Дети любят превращаться и в высокую сосну, и в могучий дуб, и в нежную березку, у которой тонкие ветви склоняются до самой земли.
Дети младшего возраста рисование предмета начинали с показа движения кисточки в воздухе, как оно рисуется. То, как ребёнок ведет ребёнок руку у доски или в воздухе, обязательно комментирую. Разумеется, важно при этом, чтобы малыш правильно держал карандаш (или кисточку). Эту методику использую в лепке, и аппликации.
Одним из условий развития детского творчества является использование различных изобразительных материалов, которые обогащают художественный опыт детей.
Дети знакомились с выразительными возможностями графических материалов: карандаша, воскового мелка, фломастера, а также с графическими способами изображения. Узнали, что основным средством выразительности в графике являются линии. В зависимости от начертания линии могут быть разными по форме и характеру. Соединяясь, они превращаются в дивные узоры. С помощью линий дети могли построить волшебный замок, показать фактуру поверхности предмета. Полученные знания закреплялись в создании осенних и зимних пейзажей
(приложение№1).
Дети с помощью цвета определяли особенности цветовой гаммы, передавая в рисунке радость и грусть.
Дети знакомились с портретом как жанром искусства. Узнавали об основных признаках портрета. Рисовали портреты мам (приложение № 2)
Развивая творческую индивидуальность детей, использовалась разнообразная изобразительная техника :
• Монотипия
• Рисование с помощью нити
• Кляксография
• Отпечатывание листьев на бумаге
• Аппликация с дорисовавынием (Приложение № 3, № 4, №5)
В учебный процесс включались самые необычные средства изображения :
коктейльные трубочки
свечи
расчёску
зубную щетку
ватные палочки
Нитки
и многое другое (Приложение № 6). Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает эмоции.
Старшие дети, без труда овладели рисованием по сырому листу бумаги. Получились удивительные рисунки «Дождливое утро», «Туманное утро»
(Приложение № 7).
Дети знакомились с народно-прикладным искусством (гжель, хохлома, Городец) (Приложение № 8) с народными игрушками (филимоновская, Богородская, дымковская, игрушками – забавы (пирамидка, матрешка). Рассматривали предметы народного быта, народные костюмы.
В работе с детьми по художественному труду необходимо использовать как можно больше различных материалов:
Картон
Поролон
Бумага
Соленое тесто
Солома и т. д.
При этом ребёнок открывает для себя такие понятия как «цвет», «линия»,
«ритм», «форма», знакомится с качеством материала. У детей развивается мелкая моторика, обеспечивается правильное восприятие трудового процесса. Важно чтобы в процессе труда ребёнок решал какие-то проблемы
(простые и сложные, чтобы эти проблемы его развивали. Каждая проблема – это ступенька лестницы вверх.
Творчество ребёнка не должно страдать от отсутствия кисточки, бумаги, и других материалов. Взрослые должны чутко улавливать интересы детей, развивать их творческую фантазию. Для этого родителям рекомендуется приобрести различные художественные материалы. Показываются способы их использования, организуются выставки детских рисунков, выполненные в различных техниках. (Приложение № 9)
Немаловажный приём в развитии детского творчества - проживание ситуации своего успеха. Поэтому в конце каждого занятия организуются мини - выставки детских работ. Каждый ребёнок может полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером с родителями.
Использование тематических литературных произведений, музыкального и фольклорного игрового материала позволяет сделать занятия доступными, интересными, содержательными и показательными.
Методы проведения занятий
• Словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.
• Наглядные: компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ.
• Практические: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы воспитанников.
• Частично – поисковые: дети учувствуют в коллективном решении поставленной задачи.
Особое значение в развитии творчества детей придается взаимосвязи изобразительной деятельности с разнообразными видами игр. Взаимосвязь изобразительной деятельности с различными играми, вызывает положительное эмоциональное отношение к изображаемому; использование игровых приемов на занятиях по рисованию, лепке, аппликации способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы.
В игре, в изобразительной деятельности дети отражают впечатления от окружающей жизни.
Создав изображение того или иного предмета, животного ребенок начинает с ним играть. Используются игровые ситуации, приемы обучения, обыгрывания созданных изображений.
Интересные возможности для установления связи с изобразительной деятельности содержаться и в дидактических играх. Дидактические игры могут стать предметом детской художественной деятельности. Старшие дети могут сами изготовить несложные дидактические игры; вырезав и наклеив изображения для разнообразных лото, домино и других игр.
Изобразительная деятельность позволяет осуществить такие важнейшие требования современности как единство обучения и воспитания, комплексный подход к трудовому, идейно-нравственному, эстетическому и физическому развитию имеет большое значение для всестороннего развития детей (Приложение № 10)
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-проведение выставок детских работ;
-проведение открытого мероприятия;
-проведение мастер-класса.
Распределение техники по возрастным группам:
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками; оттиск печатками ; рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками : тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев;
рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, с помощью ватных дисков, пластилином.
В старшем дошкольном возрасте дети уже могут освоить еще более трудные методы и техники : рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная.
4. Пастель, сангина, уголь.
5. Гуашь.
6. Восковые мелки.
7. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Рамы разных размеров или пяльцы.
13. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
14. Клей ПВА.
15. Соль, сода.
16. Аптечный парафин или восковые свечи.
Список литературы:
1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
2. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.
3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития, Академия холдинг», 2004 г.
2. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет». - М. : Мозаика - Синтез, 2008г.
4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.
7. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М. : «Карапуз», 2009.
8. К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М. : «Издательство Гном и Д», 2007.
10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Гржибовской. - М. : ТЦ Сфера, 2009
11. О. Л. Иванова, И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб. : Речь; М. : Сфера,2011.
. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования – 2-е изд., перераб. и доп. / Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1976. – 158 с. : с ил.
6. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т. С. Комарова. – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с. : цв. вкл.
. Михалюта, И. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду [Электронный ресурс].