Наместникова Светлана
Влияние художественной литературы на развитие детской речи
▼ Скачать + Заказать документы
Роль общения в жизни человека огромна. Общение - это главное условие для развития и жизни человека. Каким мы видим общение с нашими детьми? Встречаются ли трудности? Чуткость ребенка к художественному слову удивительна и при хорошем руководстве у него еще до школы начинает складываться начитанность, в школу же он приходит с достаточным умением воспринимать прозу и поэзию.
Публикация «Влияние художественной литературы на развитие детской речи» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Но сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как к процессу и ведущей деятельности человека. Наш президент, В. В. Путин, в своей статье «Россия: национальный вопрос» говорит о том, что «наша нация всегда была читающей нацией», но в последнее время наблюдается снижение интереса к чтению. Наши дети все реже читают книги, Свое свободное время они проводят за просмотром телевизора, за компьютерными играми. А ведь чтение связано не только с образованностью, грамотностью. Книга расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. И чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях уважение к книге, любовь к художественному слову. Ведь именно читая, ребенок развивается, совершенствует свой интеллект, развивает свою память, мышление, внимание. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Поэтому, очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. И дошкольный возраст-это самый благоприятный период для воспитания вдумчивого чтения. Именно в этом возрасте маленький читатель делает свои первые шаги в мир большой литературы.
Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Родители - это проводники между ребенком и печатным (художественным) словом, задача же воспитателя - убедить родителей в пользе чтения детям.
В ходе работы воспитателя с родителями решаются следующие задачи:
- Познакомить родителей с возрастными особенностями детей.
-Расширять представления родителей о детской литературе.
-Учить руководить воспитанием детей как читателей (зрителей).
-Ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.
-Посещать библиотеку вместе с ребенком.
Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть грамотно организованной и систематической.
Значительную часть работы с родителями нужно посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. Почему бы эту традицию не использовать в наших семьях? Ведь семейное чтение дает возможность не только просвещать, развлекать, информировать. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок начинает думать, переживать за героев, оценивать их поступки. Совместное чтение сближает взрослых и детей, наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце. В таких семьях, где существует традиция семейного чтения, ребенок с самого раннего детства видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого, поэтому, любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне.
Если же этого нет в семье, то никогда не поздно начать, хотя потребуется много сил и терпения.
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, ничто не должно отвлекать ребенка. Читать следует не больше 10-15 минут, чтобы ребенок не переутомился. И не следует забывать, что ребенок не может быть пассивным слушателем. Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок сам задает вопросы. Очень любят дети повторное чтение. После многократных чтений ребенок запомнит книгу и сможет сам читать наизусть стихи, пересказывать сказки, рассказы, делать к ним рисунки.
Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей. И важно донести до родителей, чтобы интерес ребенка к чтению не затух, читать детям вслух надо не только в дошкольном возрасте, но и тогда, когда он станет школьником.
Сегодня считается возможным привлечение родителей к участию в работе детского сада. И воспитателям необходимо проявлять инициативу и понимать, как взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно использовать разнообразные способы вовлечения в работу семей. Это:
-индивидуальные беседы, консультации;
- лектории, родительские собрания, где воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, освещает имеющие проблемы;
- круглые столы с приглашением работников библиотеки на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова» и т. д. ;
-проведение литературных викторин и праздников;
- обучение родителей руководству чтением дошкольников (мастер-классы)
-оформление информации о книгах, которые читаются детям на занятии;
- открытые занятия по ознакомлению с художественной литературой для родителей;
- организация обмена опытом между родителями, где есть традиции по семейному чтению;
- арт- выставки семейных фотографий: «Моя домашняя библиотека», «Вместе с книгой я расту»;
- совместные рисунки «Краски прочитанной книги»;
- проведение конкурсов, например «Читающая семья»;
- ознакомление родителей с традициями группы, например, «Книжное дерево», «Гость группы» ;
- оформление «Экрана читателя», который позволит понаблюдать о чтении в других семьях, и на котором периодически будут появляться смайлики: веселый смайлик – прочитали книгу, грустный смайлик – прекратили читать.
В результате работы воспитателей с родителями по приобщению детей к чтению:
- дети начинают проявлять интерес к чтению в свободное время;
-у детей проявляется устойчивый интерес к слушанию художественных произведений;
- дети начинают различать жанры художественных произведений, их отличительные особенности;
- дети называют знакомые им сказки, рассказы, их авторов, читают наизусть стихи;
- дети объясняют причины поступков героев, делают выводы, зачем им нужны книги, откуда они берутся.
Таким образом, книга была и остается основным источником формирования правильной речи. Чтение обогащает интеллект, словарный запас, заставляет думать, позволяет фантазировать. Это должны осознавать родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка. Они должны привить ему любовь к книге, научить любить процесс чтения. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Сейчас много говорят о переходе на инновационное развитие, а инновациям нужны люди творческие, с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.