Лучший педагог года

Влияние художественной литературы на развитие детской речи

Наместникова Светлана
Влияние художественной литературы на развитие детской речи
▼ Скачать + Заказать документы

Роль общения в жизни человека огромна. Общение - это главное условие для развития и жизни человека. Каким мы видим общение с нашими детьми? Встречаются ли трудности? Чуткость ребенка к художественному слову удивительна и при хорошем руководстве у него еще до школы начинает складываться начитанность, в школу же он приходит с достаточным умением воспринимать прозу и поэзию.

Публикация «Влияние художественной литературы на развитие детской речи» размещена в разделах

Но сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как к процессу и ведущей деятельности человека. Наш президент, В. В. Путин, в своей статье «Россия: национальный вопрос» говорит о том, что «наша нация всегда была читающей нацией», но в последнее время наблюдается снижение интереса к чтению. Наши дети все реже читают книги, Свое свободное время они проводят за просмотром телевизора, за компьютерными играми. А ведь чтение связано не только с образованностью, грамотностью. Книга расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. И чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях уважение к книге, любовь к художественному слову. Ведь именно читая, ребенок развивается, совершенствует свой интеллект, развивает свою память, мышление, внимание. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Поэтому, очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. И дошкольный возраст-это самый благоприятный период для воспитания вдумчивого чтения. Именно в этом возрасте маленький читатель делает свои первые шаги в мир большой литературы.

Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Родители - это проводники между ребенком и печатным (художественным) словом, задача же воспитателя - убедить родителей в пользе чтения детям.

В ходе работы воспитателя с родителями решаются следующие задачи:

- Познакомить родителей с возрастными особенностями детей.

-Расширять представления родителей о детской литературе.

-Учить руководить воспитанием детей как читателей (зрителей).

-Ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.

-Посещать библиотеку вместе с ребенком.

Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть грамотно организованной и систематической.

Значительную часть работы с родителями нужно посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. Почему бы эту традицию не использовать в наших семьях? Ведь семейное чтение дает возможность не только просвещать, развлекать, информировать. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок начинает думать, переживать за героев, оценивать их поступки. Совместное чтение сближает взрослых и детей, наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце. В таких семьях, где существует традиция семейного чтения, ребенок с самого раннего детства видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого, поэтому, любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне.

Если же этого нет в семье, то никогда не поздно начать, хотя потребуется много сил и терпения.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, ничто не должно отвлекать ребенка. Читать следует не больше 10-15 минут, чтобы ребенок не переутомился. И не следует забывать, что ребенок не может быть пассивным слушателем. Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок сам задает вопросы. Очень любят дети повторное чтение. После многократных чтений ребенок запомнит книгу и сможет сам читать наизусть стихи, пересказывать сказки, рассказы, делать к ним рисунки.

Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей. И важно донести до родителей, чтобы интерес ребенка к чтению не затух, читать детям вслух надо не только в дошкольном возрасте, но и тогда, когда он станет школьником.

Сегодня считается возможным привлечение родителей к участию в работе детского сада. И воспитателям необходимо проявлять инициативу и понимать, как взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.

Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно использовать разнообразные способы вовлечения в работу семей. Это:

-индивидуальные беседы, консультации;

- лектории, родительские собрания, где воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, освещает имеющие проблемы;

- круглые столы с приглашением работников библиотеки на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова» и т. д. ;

-проведение литературных викторин и праздников;

- обучение родителей руководству чтением дошкольников (мастер-классы)

-оформление информации о книгах, которые читаются детям на занятии;

- открытые занятия по ознакомлению с художественной литературой для родителей;

- организация обмена опытом между родителями, где есть традиции по семейному чтению;

- арт- выставки семейных фотографий: «Моя домашняя библиотека», «Вместе с книгой я расту»;

- совместные рисунки «Краски прочитанной книги»;

- проведение конкурсов, например «Читающая семья»;

- ознакомление родителей с традициями группы, например, «Книжное дерево», «Гость группы» ;

- оформление «Экрана читателя», который позволит понаблюдать о чтении в других семьях, и на котором периодически будут появляться смайлики: веселый смайлик – прочитали книгу, грустный смайлик – прекратили читать.

В результате работы воспитателей с родителями по приобщению детей к чтению:

- дети начинают проявлять интерес к чтению в свободное время;

-у детей проявляется устойчивый интерес к слушанию художественных произведений;

- дети начинают различать жанры художественных произведений, их отличительные особенности;

- дети называют знакомые им сказки, рассказы, их авторов, читают наизусть стихи;

- дети объясняют причины поступков героев, делают выводы, зачем им нужны книги, откуда они берутся.

Таким образом, книга была и остается основным источником формирования правильной речи. Чтение обогащает интеллект, словарный запас, заставляет думать, позволяет фантазировать. Это должны осознавать родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка. Они должны привить ему любовь к книге, научить любить процесс чтения. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Сейчас много говорят о переходе на инновационное развитие, а инновациям нужны люди творческие, с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.

Публикации по теме:

Интеграция содержания детской художественной литературы и разных видов изобразительной деятельности детей 4–7 лет Возрастающая потребность в улучшении качества образования стала реализовываться в последние годы за счёт интенсификации детского развития:.

Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста «Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста» Общеизвестно воздействие художественной литературы.

Интеллектуально-культурное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы Ковалевская Е. В. МБДОУ г. Мурманска № 140. Интеллектуально-культурное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественной.

Конспект НОД в старшей группе «Доброта и отзывчивость» посредством детской художественной литературыКонспект НОД в старшей группе «Доброта и отзывчивость» посредством детской художественной литературы Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Доброта и отзывчивость», посредством детской художественной литературы.

Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств посредством произведений детской художественной литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 (дошкольные группы) Конспекты бесед по воспитанию.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей» .

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Методическая разработка «Развитие детской художественной одарённости через нетрадиционные технологии» Пояснительная записка. Формирование творческой личности - актуальная проблема современной педагогической практики. «Развитие детской художественной.

Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие. Чтение художественной литературы» Макарова Юлия Александровна воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок» г. Мичуринск Тамбовской области ЧТЕНИЕ.

Развитие творческого воображения дошкольников средствами художественной литературы Развитие творческого воображения дошкольников средствами художественной литературы (выполнила : воспитатель Примаченко С. Ю.) Воображение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние художественной литературы на развитие детской речи
Опубликовано: 22 ноября 2018 в 19:25
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние художественной литературы на развитие детской речи» (включая файлы) размещена пользователем Наместникова Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД