Корнищева Дарья
Развитие художественно-творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие художественно - творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Корнищева Д. Е. - воспитатель,
Соавтор: Юрышева С. Ю. - воспитатель.
МБДОУ Хмелевицкий детский сад, Шахунского района Нижегородской области.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования у старших дошкольников» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Аннотация. Рисование- это развитие творческих способностей детей дошкольного возраста способствующее формированию многогранной личности, важнейшее средство эстетического воспитания. Использование нетрадиционных способов рисования способствует, согласно ФГОС, воспитанию и пониманию произведений искусств, формированию самостоятельной творческой деятельности.
Ключевые слова: творчество, воображение, креативность.
«Development of artistic and creative abilities by means of non-traditional drawing techniques in children of senior preschool age»
Author : Kornisheva D. E.-educator,
co-Author : Yurysheva S. Yu. - educator.
MDOU Khmelevitsky kindergarten, Shakhunsky district,
Nizhny Novgorod region.
Annotation. Drawing is the development of creative abilities of preschool children that contribute to the formation of a multi-faceted personality, an important means of aesthetic education. The use of non-traditional methods of drawing contributes, according to the GEF, to the education and understanding of works of art, the formation of independent creative activity.
Key words : creativity, imagination, and creativity.
В наше время рисование является важным средством эстетического восприятия: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется любознательность, эстетическое восприятие, художественный вкус. Дети самостоятельно создают красивое доступными для них средствами. Но малыши часто боятся рисовать, так как им кажется, что у них не получится, что ведёт к детской неуверенности. Для того чтобы решить эту проблему необходимо внедрение нетрадиционных техник рисования. Нетрадиционные техники позволяют детям создавать замечательные шедевры из соли, кляксы или пластилина. Они развивают в детях фантазию, воображение, творческие способности, так как для рисования используются самые различные и необычные материалы. Можно изобразить как хочешь, что хочешь и чем хочешь.
Актуальность. В современном мире во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Важно ориентировать и направлять ребёнка к культуре, придавать направление детской активности, так как дошкольный возраст-сензитивный период для этих целей. Увлечение будет жить и дальше в душе ребёнка, он будет интересно организовывать досуг, ценить материал, время, изделия труда, радовать других своими достижениями. Так же эта тема актуальна для педагогического сообщества.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В. А. Сухомлинский).
«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».(Н. П. Сакулина).
«Детское изобразительное творчество- сознательное отношение ребёнком окружающей действительности». (Е. А. Флёрина).
«Цель и задачи педагогической деятельности» :
Цель: развитие художественно- творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить научно- методическую литературу по формированию у детей творческих способностей и обучению способам изображения пространственных отношений в рисунке.
2. Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными средствами и материалами.
3. Создать предметно- развивающую среду по художественному творчеству для развития самостоятельности и инициативы детей.
4. Способствовать развитию творческого воображения, наглядно- образного мышления, формированию художественно- творческих способностей.
5. Расширять взаимодействие с родителями, обогащать детско-родительские отношения в совместной художественно-творческой деятельности.
Ведущая педагогическая идея: нетрадиционные техники рисования как нельзя лучше позволяют поддержать творческую активность в условиях детского сада и семьи, так как: помогают ребёнку реализовать собственные замыслы, содействуют поддержке инициативы детей в различных видах деятельности, способствуют созданию условий для участия родителей в образовательном процессе.
Деятельностный аспект. Вся работа проходила в три этапа:
На первом этапе я провела диагностику по методики Е. Торренса. Которая позволила определить уровень развития творческих способностей и умение создавать оригинальные образы.
После проведения всех исследований, я пришла к выводу, что развитие творческой активности находится на низком уровне, что подтверждается диаграммами: дети мало занимались творческими в свободное время. Это привело к затруднению в создании образов, в основном дети дорисовывали отдельные деталями, не всегда получались даже простые сюжеты, их работы были не оригинальны, всегда присутствовали повторяющиеся рисунки.
По результатам работы с родителями выяснилось, что они понимают значение творчества в жизни ребёнка, но многие нуждаются в помощи.
Таким образом, в ходе проблемного анализа возникла необходимость развития творческой активности детей путём создания системы работы по рисованию нетрадиционными техниками рисования : Автор книги П. Лич «Младенец и ребёнок. От рождения до пяти» говорит: «Если Вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам». Для этого я создала условия, дающие детям возможность самостоятельно брать материалы и действовать с ними по собственному усмотрению.
Дальше я разработала план работы с детьми, небольшой отрывок вы можете видеть.
Отрывок плана работы с детьми по нетрадиционным техникам рисования на осень
Месяцы 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь «Летний луг»
(восковые мелки, печать по трафарету) «Бабочки которых я видел летом»
(монотипия) «Ёжики»
(тычок жёсткой кистью) «Ветка рябины»(с натуры)
(рисование пальчиками)
Октябрь «Осенние листья»
(тиснение) «Астры в вазе»
(с натуры (восковые мелки) «Я шагаю по ковру из осенних листьев»
(печатанье по трафарету) «Мой любимый свитер»
(оттиск печатками)
Ноябрь «Красивое осенние дерево» (монотипия) «Животные, которых я придумал сам»
(кляксография) Натюрморт из овощей и фруктов» Что нам осень подарила?»
(рисование солью) «Первый снег»
(монотипия, рисование пальчиком)
Развитие творческой активности детей считаю более эффективным при тесном сотрудничестве с родителями, осуществляя его через разнообразные формы.
Занятия по рисованию нетрадиционными техниками планируются во второй половине дня и длятся 30 минут. Работа происходит по принципу: «От простого к сложному»- с простых техник, таких как рисование пальчиками, ладошкой и заканчивая более сложными, такими как граттаж. Эти способы рисования дети осваивают за год.
В работе я использую такие формы и методы, которые способствуют развитию
изобразительных навыков и умений, формированию художественно- творческие способностей и умению применить это на практике.
Результаты исследований на конечном этапе. Результаты итоговых исследований позволили определить степень возрастания творческой активности детей старшей группы. Что свидетельствует об эффективности системы работы по рисованию нетрадиционными техниками в развитии творческой активности детей.
Результаты систематической работы представлены в виде индивидуальных выставок ребёнка и родителей, мы являемся победителями всероссийского конкурса, также организовываем выставки для школьников, родителей.
Результаты сравнительной диагностики. Результаты исследований позволили сравнить степень возрастания творческой активности детей старшей группы. А именно, возрос на 48 % уровень развития креативности; на 61 %- уровень творческого развития личности; на 66 %- уровень развития воображения. Низкий уровень по всем показателям очень упал.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционными техниками рисования доставляет дошкольникам удовольствие и радость. Они с удовольствие рисуют, творят, экспериментируют не испытывая при этом трудностей. Нетрадиционное рисование увлекает и успокаивает, что способствует развитию усидчивости и терпения. Средствами рисования могут быть абсолютно разные материалы: листья, трубочки, мятая бумага и многое другое, что позволяет ребёнку с желанием и интересом выражать свои чувства, фантазии на бумаге.
Как утверждает М. А. Шклярова, нетрадиционные техники рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Каждый из этих методов- это маленькая игра.
В своем исследовании В. Г. Злотников указывает, что художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно – практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства.
Литература:
Акунёнок Т. С. «Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования»//Дошкольное образование- 2010г. - №18
Ветлугина Н. А. «Основные проблемы художественного творчества детей»
Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребёнка» СПб. : Речь: Сфера, 2011г.
Колдина Д. Н.»Рисование с детьми 4-5 лет»- М. : Мозайка- Синтез, 2008 г.
Комарова Т. С.»Детское художественное творчество»
Лыкова И. А. «Развитие ребёнка в изобразительной деятельности»
Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ для воспитателей и родителей»-СПб. : КАРО, 2007 г.
Утробина К. К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» М. : «Издательство Гном и Д.»,2007 г.
Цквитария Т. Л. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ».- М. : ТЦ Сфера, 2011г.
Якушко Е. А. «Рисование с детьми раннего возраста» – М. : Мозайка- Синтез, 2006 г.