Людмила Мардашова
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы Мардашовой Людмилы Яковлевны, воспитателя дошкольной группы «Ягодка» ,Малозиновьевского детского сада «Ласточка».
Детское творчество научает ребенка овладеть системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению.
Л. С. Выготский
С 1983 по 1986 год я обучалась в Городецком педагогическом училище. В течение всей учебы занималась творческой деятельностью.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Начинала свою трудовую деятельность в детском саду «Малышок» в г. Семенове. Несколько лет была редактором стенгазеты, потому что очень любила рисовать. Именно в училище мне привили большой интерес к художественно-творческой деятельности, научили понимать искусство и красоту окружающего мира. И уже в течение 16 лет я работаю в детском саду. Основа моей работы: развитие художественных способностей детей.
Искусство играет огромную роль в формировании развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства, отражающие действительность и сферу человеческих чувств, способствует формированию эстетического сознания.
Формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно — творческая деятельность.
Что представляет собой художественно-творческая деятельность ребенка дошкольного возраста? Художественно творческая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральным является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании).
Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, мимикой, игровой ситуацией, наглядностью).
По моему мнению, каждый человек ежедневно сталкивается с искусством, но не все могут понять его, увидеть вокруг себя все живое и прекрасное. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности я стараюсь передать детям умение понимать, замечать эти качества, используя свой опыт и знания. А опыт работы свидетельствует о том, что выполнение работы необычными материалами, оригинальными приемами и техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это результат практической деятельности, прежде всего в художественном творчестве.
По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научить выражать себя в изобразительной деятельности и творческой работе — дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь.
Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, привить любовь к изобразительному искусству, развивать детское творчество я на занятиях использую нетрадиционные методы и приемы, различные демонстрационные и наглядные материалы. Например, свои авторские работы, что приводит детей в восторг, у них появляется желание выполнить работу, увидеть и осознать полученный результат.
Возвращаясь в свое детство, вспоминаю, как я по крупицам собирала свои «драгоценности» (камешки, ракушки, кусочки кружева и ткани, бусинки, пуговицы, фантики). На взгляд взрослого это «ненужные вещи и предметы», а для ребенка они ценны и значимы, как настоящие дорогие игрушки. А почему эти «необычные материалы» не включить в детское творчество? Каждая новая и использованная вещь открытие, каждый новый навык достижение и предмет гордости.
Ребенок не рождается фантазером. Его способности основываются на развитии воображения. Ни в какой другой области воображение не имеет такого значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна творческая деятельность. Следовательно, для изобразительной деятельности необходимо развивать у детей :
во-первых, эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов);
во-вторых, образное мышление (можно выделить наглядно — действенное, наглядно-образное, логическое мышления);
в-третьих, воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов;
в-четвертых, эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности — важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания;
в-пятых; мелкую моторику рук.
Интеграция видов художественной деятельности у детей дошкольного возраста имеет естественный характер и играет важную роль в развитии художественно-творческих способностей детей. Дети часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в работе с художественными материалами (бумагой, глиной, природными материалами, инструментами (карандашами, фломастерами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дети на занятиях с интересом и увлеченно рассматривают и обследуют натуру, художественные материалы, формы поверхности, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками, осваивают самыми разными приемами особенности бумаги, красок, мелков, ткани, природного материала.
Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является систематическая комплексная работа с использованием новых методик и общение с ребенком, раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.
Создание условий для самостоятельной деятельности и развития представлений многообразии окружающего мира — непременное условие развития творческих способностей детей.