Ольга Симонова
Развитие гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурного наследия
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня задача развития гражданственности и патриотизма детей имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Изменились нравственные ценности, отношения к нашей истории и к отдельным личностям; также изменилось отношение людей к Родине. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою Родину, свой город, свой народ, нам нужно показать их с лучшей стороны.
Публикация «Развитие гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурного наследия» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В своей практической деятельности используем основную образовательную программу МБДОУ ДС №37 «Соловушка» программу и методическое руководство по воспитанию детей дошкольного возраста, программу О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам народной культуры». Решая задачи развития гражданственности и патриотизма, свою работу строим в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Воспитываем у них эмоционально – положительные отношения к тем местам, где они родились и живут, развитию у них желание узнать больше об особенностях края, воспитываем любовь к Отечеству, к своему народу, его культуре, традициям и обычаям.
Планирование работы проводим по следующим темам: «Моя семья», «Мой дом», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя Родина». Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей темам («День семьи», «День матери», «День защитников Отечества», «День города») проводятся праздники. Такое распределение программного материала позволяет сформировать у детей системные знания.
Любовь к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Поэтому одной из первых тем, стоит тема «Моя семья». Прикосновение к истории их семей вызывает у детей сильные эмоциональные переживания. Детям больше хочется узнать о своих исторических корнях. Они вместе с родителями составляли генеалогическое дерево своей семьи. Родители проявили большой интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. После этого на занятиях по теме «Моя семья» дети с большим интересом рассказывали каждый о своей семье, о традициях семьи. Продолжая эту работу, проводились выставки детских рисунков «Моя семья», конкурс на лучший рецепт традиционного семейного блюда, фотовыставка «Я и моя семья», спортивные соревнования «Я и моя семья». Для ознакомления с семейным бытом и традициями русской культуры прошлого в саду оформлен этнический уголок в виде «избы». Здесь проводятся занятия с целью знакомства с бытом наших предков, их национальными костюмами. Проводили беседы о том, откуда произошли русские обычаи, знакомили детей с русским народным творчеством. Для этого использовали не только художественную литературу, иллюстрации, шутки, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудие труда). Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края, получения информации через русские народные игры.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Начиная со старшего дошкольного возраста, знакомим детей с историей родного города и его достопримечательностями. Вначале знакомим детей с микрорайонами, которые окружают наш детский сад. Во время целевых прогулок обращаю внимание детей на все новое, положительное, что происходит вокруг, - построили новый дом, открыли новый магазин, обращаем внимание на школу, в которую они будут ходить и т. д. Для лучшего запоминания местности изготовили в группе маленький макет микрорайонов, где находится детский сад, и живут дети. Основная работа по воспитанию любви к родному городу проходит вне занятий – это беседы с детьми, рассматривание иллюстраций о родном городе Старый Оскол, знакомство с его основными предприятиями, рассказы о людях, прославивших наш город. С историей возникновения города знакомили детей в местном краеведческом музее. После посещения музея организовали выставку, проводили беседу с использованием иллюстраций «История названий слобод Старого Оскола», викторину «Что мы знаем о нашем городе», беседу «Наша Старооскольская игрушка», занятие – презентацию «Предприятия нашего города». Для детей была организована экскурсия в аллею славы «Они прославили свой город, они прославили страну». На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов, довались детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». В книжном уголке были оформлены альбомы с фотографиями прославленных людей, альбомы «Мой любимый город», «Они защищали Родину», была организована фотовыставка «Наши папы – защитники Отечества». Проводились семейные экскурсии по городу, посещали с родителями и детьми в краеведческом музее «Зал славы», художественный музей, музей знаменитого писателя Ерошенко, который находится в близлежащем селе Обуховка. После таких экскурсий проводились конкурсы рисунков. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Воспитывая у детей любовь к своей малой родине, подводили детей к пониманию того, что она является частицей их большой Родины, имя которой – Россия. Занятия по разделу «Наше Отечество» проводили в форме путешествий и экскурсий по карте России, по городам: Москва, Санкт – Петербург, Суздаль, Сергиев Посад, Белгород, Владивосток и другие, знакомили с историей нашего государства, её природой. Использовали для этого репродукции с изображением природы России, красивых зданий, соборов разных городов России. Много внимания уделяли изучению государственной символики нашей страны. При этом использовали нетрадиционные формы проведения занятий. Знание о гербе и его значении давались детям в сказочной форме. Дети хорошо знают, сколько цветов на российском флаге и что означает каждый из них. Использование таких форм и приемов развивает у детей интерес к истории Отечества, чувство любви к своей Родине, уважение к людям труда, работающих на благо процветания своей Родины, своего любимого города.
Таким образом, воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Литература:
1. Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания / Москва 1998. 135-150с.
2. Иванова, Н. Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа : Пособие для воспитателе ДОУ, Сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». 96с.
3. Кондрыкинская, Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ, Москва: ТЦ Сфера, 2006. 192с.