Елена Смирнова
Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности «Защитники земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила:
воспитатель МБДОУ д/с «Радуга»
Смирнова Елена Адольевна
Пояснительная записка
к методической разработке познавательного проекта
для детей старшего дошкольного возраста
«Защитники земли русской»:
Проблема организации воспитательно-развивающего процесса в ДОУ сегодня весьма насущна. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества дошкольников с целями и задачами образовательной программы нацеливает педагогов на поиск оптимальных форм работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой и широко распространена в практике работы учреждения. Настоящий проект дает возможность реализовать в полном объеме образовательную программу с воспитанниками 5 - 7 лет по познавательному развитию с нравственно- патриотическим направлением.
Публикация «Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности „Защитники земли русской“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Патриотическая направленность Проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Нравственная направленность Проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Паспорт проекта
1.1. Основные положения
Тип проекта
Участники проекта
Актуальность проекта
Гипотеза
Задачи проектной деятельности
Новизна проекта
1.2. Механизм реализации проекта:
Схема реализации проекта
Сроки реализации проекта
1.3. Ожидаемые результаты
1.4. Продукт проектной деятельности
1.5. Презентация проекта
1.6. Критерии эффективности проекта
1.7. Этапы проектной деятельности:
1 этап. Организационно – подготовительный
2этап. Основной
3 этап. Заключительный
1.8. Выводы
1.9. Востребованность проекта
Педагогическая значимость исследовательской деятельности
Практическая значимость работы
Целевая аудитория
Образовательный проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Защитники земли русской»
Познавательно - творческая деятельность.
Руководитель проекта:
Смирнова Елена Адольевна - воспитатель первой квалификационной категории, образование средне - специальное, педагогический стаж 12 лет.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы МБДОУ детского сада «Радуга», родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Тип проекта:
Исследовательский, творческий, долгосрочный, закрытый, групповой.
Актуальность:
Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания являлся патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в X –XIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских, которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна. Известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда».
Гипотеза:
С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами, любят и защищают свою Родину в беде. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Герои этих произведений: Иван крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др. несли верную службу, защищая Родину. Если создать атмосферу заинтересованности в былинном эпосе, если вызвать положительное эмоциональное отношение к нему, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа, прочувствовать наиболее глубокое чувство гражданственности и патриотизма.
Цель проекта:
Воспитание высоконравственных граждан своего Отечества, чувств патриотизма у детей старшего возраста через знакомство с былинами и легендами русского народа.
Задачи:
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской.
Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях
Вызвать интерес к языку былин, преданий о богатырях.
Раскрыть понятие «былинный богатырь».
Изучить характерные детали одежды, вооружения, доспехов русских воинов.
Развивать умение создавать творческие работы совместно с родителями на тему «Защитники земли русской».
Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, в различных формах и видах детской деятельности
Воспитывать чувство гордости за героическую историю родной страны.
Осуществление просветительской деятельности в рамках патриотического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.
Новизна проекта:
В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве.
Интеграция областей: ОО Познание, ОО Социализация, ОО Коммуникаия, ОО Художественно – эстетическое развитие, ОО Физическое развитие.
Механизм реализации проекта:
В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников.
Дети, ставшие участниками проекта, реализуют свои возможности в разных видах деятельности: в игре, посвященной роли богатыря-защитника; при беседах, где активизируется речь и поощряется словотворчество; в изобразительной деятельности они знакомится с разными средствами воплощения художественного замысла; у ребёнка проявляется самовыражение, через музыкальную деятельность. Самостоятельная деятельность детей рассматривается как форма проявления творческой активности детей, участвующих в проекте. Взрослые (педагоги и родители) помогают, направляют ребят, являются соучастниками творческих выставок, конкурсов, праздников, развлечений.
Схема реализации проекта
Познавательное развитие
•Беседы на тему: «Россия родина моя»,
«Откуда мы родом», «Как жили славяне», (из детской энциклопедии «В гостях у истории», «Отличие сказки от былины», «Былинные богатыри - славные защитники родной земли».
•НОД «Мир русских былин в картинах В. М. Васнецова»
(«Витязь на распутье» В. Васнецов
«Битва на Калиновом мосту» В. Васнецов
«Богатыри» В. Васнецова
«Три богатыря» В. Васнецов)
•рассматривание картин: «Настасья Микулишна» Васильев (женщина богатырь, «Илья Муромец» Рерих.
•Дидактические игры: «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Что лишнее?», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход».
•НОД «Защитники земли русской»
Речевое развитие
•Беседа «Отличие сказки от былины».
•Знакомство с пословицами и поговорками о защитниках Земли Русской.
•Объяснение значений новых слов (предки, вороги, летопись, кольчуга, булава, колчан, богатырь, былина, витязь, сбруя, щит, шлем, снаряжение, доспехи, оберёг).
•Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря».
•Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырь».
•Чтение русских народных сказок о защитниках, сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
•Чтение былин «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Первый бой Ильи Муромца», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Добрыня Никитич» и др.
•Дидактические игры: «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Что лишнее?», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход».
Художественно-эстетическое развитие
•Слушание композиции «Богатырская наша сила» А. Н. Пахмутовой, музыкальных отрывков из оперы Римского - Корсакова «Садко»
музыкальных отрывков из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» (второе чудо)
•Танцевально-игровое творчество детей
•Разучивание песен
•Просмотр мультфильмов по теме «Русские богатыри»
•Слушание былины «Илья Муромец в аудиозаписи»
•Изобразительная деятельность на темы:
«Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской»,
«Богатырский щит»
•Раскраски по теме
•Аппликация: «Богатырский конь»
•Лепка из теста «Жаворонки»
•Конструирование: «Сторожевая башня», «Крепость»
•Совместная деятельность взрослого и детей: рассматривание репродукций «Витязь на распутье» К. Васильев;
«Илья Муромец» Н. Рерих; Васнецов: «Три богатыря».
•Беседа о творчестве Васнецова.
Физическое развитие
•Подвижные игры: «Чья дружина быстрее соберется», «Не попадись», «Кто самый меткий?»
•Эстафеты: «Забрось палицу в логово Соловья разбойника», «Самый меткий (смелый)», «Состязание в поединке», «Кто больше соберет камней»,
•«Сбей богатыря с коня (бой подушками)», «Перетяни богатыря»
•Досуг «Богатырские состязания»
Социально-коммуникативное развитие
•Сюжетно – ролевые игры: «Богатырские игрища», «Защитники заставы», «Крепость».
•Танцевально-игровое творчество детей.
Сроки реализации проекта:
Сентябрь. - Май
1 этап. Организационно-подготовительный этап (сентябрь-октябрь).
2 этап. Основной этап (ноябрь-март).
3 этап. Заключительный этап (апрель-май).
Ожидаемые результаты:
•Повысить заинтересованность родителей и детей к возрождению народной культуры своего народа.
•Сформированность умения различать жанры литературы «сказка» и «былина».
•Сформированность у детей представлений о былине, былинных героях-богатырях.
•Знать и выделять характерные детали одежды и доспехов богатырей.
•Проявление творческой активности ребенка в познании окружающего мира и самовыражение его через творческую деятельность на основе новых впечатлений;
•Развить способность общаться в детском коллективе, т. е. совершенствование диалогической речи;
•Осуществить просветительскую деятельность в рамках патриотического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.
Продукт проектной деятельности:
Продукты детского изобразительного творчества.
Картотека пословиц, поговорок и крылатых выражений.
Мини – музей «Богатырские забавы».
Презентация проекта:
Выставка творческих работ детей и родителей «Богатыри Земли Русской».
Досуг «Богатырские забавы».
Конкурс «Одежда богатырей»
Папка 0передвижка «Наши дедушки и папы – храбрые солдаты».
Критерии эффективности проекта:
Углубление знаний о Родине – России;
Сформированность элементарных представлений об исторических событиях на Руси через знакомство с произведениями искусства (живопись, музыкальные произведения, устное народное творчество - былины);
Сформированность знаний о былине, их отличительных особенностях от литературных жанров, и былинных героях – богатырях;
Сформированность первичных ценностных представлений;
Совершенствование диалогической речи; умения детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы, описывать предмет, составлять мини рассказы по картине, описывать свои впечатления и высказывать своё мнение;
Сформированность способности самовыражаться, через игровую, творческую и продуктивные виды деятельности;
Этапы
1 этап. Организационно-подготовительный этап (постановка цели, разработка планов, определение методов).
Цель: организация и подготовка к работе по проекту.
План:
•Подобрать иллюстрации, картинки с изображением богатырей, богатырских доспехов.
•Подобрать художественную литературу: былины, сказки, стихи, загадки, пословицы о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне.
•Внести в книжный уголок книги, альбомы о богатырях.
•Выучить с детьми стихи о богатырях, о русских воинах.
•Оформить выставку иллюстраций «Богатыри»
•Подбор аудио-видео материала.
•Выставка книг и рекомендации родителям для чтения дома.
2 этап. Основной этап (работа с объектами проекта).
Цель: вызвать интерес детей к изучению истории земли русской;
Активизировать участие родителей в жизни детей.
План:
•Познакомить родителей с работой в рамках образовательного проекта.
•Консультация для родителей о патриотическом воспитании в семье.
•Беседы на тему: «Россия родина моя»,
«Откуда мы родом», «Как жили славяне», «Былинные богатыри - славные защитники родной земли» (из детской энциклопедии «В гостях у истории», «Защитники Родины в нашей семье»
•Рассматривание иллюстрации, картины о богатырях художников: Васнецова, Васильева, Рериха.
•Чтение былин, мифов, сказок А. С. Пушкина.
•Разучивание стихов, пословиц, песен.
•Памятка для родителей «Список книг о богатырях, рекомендуемых для прочтения детям», книги о войне.
•Просмотр мультфильмов о русских богатырях.
•Праздники «День независимости России», «День защитника Отечества».
•Рисование, аппликация на темы: «Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской»
•«Богатырский щит», «Богатырский конь»; Раскраски по теме.
•Фоторепортаж «Памятные места Нижегородской области».
•Дидактические игры: «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Что лишнее?», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход».
•Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (щит, меч, шлем, кольчуга, плащ-палатка, пилотка, каска, гимнастерка).
•Непосредственная образовательная деятельность на тему «Защитники земли русской».
•Театрализованная игра «Илья Муромец и Змей Горыныч».
3 этап. Заключительный этап (подведение итогов).
Цель: Оформление результатов проекта.
План:
•Оформление Фото коллажей.
•Творческие работы родителей и детей.
•Досуг «Богатырские забавы».
•Конкурс «Одежда богатырей».
•Выставка «Наши дедушки и папы храбрые солдаты».
Выводы:
Данная работа позволила пробудить интерес детей к изучению истории Земли Русской.
Слушая музыкальные произведения, читая художественную литературу и рассматривая репродукции картин художников, у детей развивается эстетический вкус.
Во время бесед дети учились высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, используя формы речевого этикета, что является следствием развития связной речи.
Во время посещения мини музея, рассматривая экспонаты, дети расширяют и уточняют представления о предметном мире, об истории предметов, что способствует развитию познавательных интересов детей.
Накопленные впечатления дети с удовольствием отражают в изобразительной и театрализованной деятельности, что способствует развитию воображения, творческих способностей.
Совместно с детьми родители принимали активное участие в выставке творческих работ, знакомились с былинными героями, участвовали конкурсе «Одежда богатырей», досуге «Богатырские забавы».
Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала формированию патриотических чувств, всестороннему развитию детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого родной страны.
Педагогическая значимость исследовательской деятельности:
Созданы условия для организации непрерывного ознакомления с историей земли русской на основе знакомства с былинными богатырями.
Появилась реальная возможность формирования у детей чувств патриотизма, выражающихся в чувстве гордости и ответственности за родную страну.
Создаются условия для развития творческих проявлений личности ребенка.
Практическая значимость:
Сформированы элементарные представления об исторических событиях на Руси.
Дети познакомились с былинами и их героями-богатырями.
Для многих ребят, русский богатырь, отныне, пример для подражания в своей жизни.
Целевая аудитория:
Проект может быть использован, как педагогами дошкольных учреждений для развития познавательно-исследовательской деятельности, для расширения кругозора детей старшего дошкольного возраста, формирования чувства патриотизма, руководителям кружков, для приобщения детей к истокам русской народной культуры, так и родителями, для организации познавательно-творческой деятельности детей.