Ирина Сызганцева
Программа «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Патриотическое и гражданское воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа - Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Национальная стратегия).
Публикация «Программа „Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Воспитательная программа «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека» для обучающихся слабослышащих и детей с умственной отсталостью направлена на обеспечение духовно-нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения и семьи.
На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов.
В процессе работы с этими детьми мы столкнулась с проблемами, что дети с большим трудом усваивают нормы правил поведения и общения, им требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, Родине.
Смысл многих гражданско-патриотических качеств, а также законов общества и правил поведения в обществе таким детям очень трудно понять и на это требуется больше времени.
Поэтому, для более успешной организации гражданско-патриотического образования мы и разработали данную программу.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям, а также формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Программа обеспечивает организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих детям использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения.
А также обуславливает формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающей историко-культурную специфику.
Очень важно чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строилась на основе нравственных отношений.
Программа проекта рассчитана на средний школьный возраст для детей с умственной отсталостью (5-7 класс).
Таким образом, актуальность нашего проекта определена системой обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Одной из наиболее значимых составных частей социального воспитания является нравственное воспитание ребенка с нарушениями в развитии, которое направлено на формирование системы практических знаний о нормах и правилах поведения в обществе, знание законов и умение применять их в жизни.
Формы работы:
• Тематические часы, беседы, презентации, проекты, просмотр тематических фильмов (40 мин., 1 раз в неделю)
• Анкетирование, тестирование (40мин., 2 раза в год)
• Торжественные линейки, уроки мужества, вахты памяти (40 мин., 1 раз в квартал)
• Экскурсии, целевые прогулки, походы по историческим местам (2ч., 1-2 раза в месяц)
• Военно-спортивные игры, игры гражданско-патриотического содержания (40 мин., 1 раз в квартал)
• Конкурсы, праздники, выставки детского творчества (1ч., 1 раз в квартал)
• Ролевые игры, проигрывание ситуаций (40 мин., 1 раз в неделю)
• Встречи с интересными людьми, знаменитыми земляками, ветеранами войны (1ч., 1 раз в год)
• Социальные акции, операции, трудовой десант (1ч., 1 раз в квартал)
В своей работе мы используем: школьный автобус, оборудование школьной киностудии «Дубль 5», фото и киноматериалы, мультимедийное оборудование, методическую литературу, интернет ресурсы, технический инвентарь.
Цель программы
Создание условий для формирования гражданского и национального самосознания воспитанников, уважение к правам и свободам человека.
Задачи программы
1. Формировать у воспитанников осознание ценности человеческой жизни.
2. Воспитывать любовь к Родине, к своему народу, признание закона и правопорядка.
3. Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость. Учить следовать им в повседневной жизни.
Предполагаемый результат
1. Иметь представления о семейных ценностях, уважения к членам семьи. Осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
2. Иметь основное понятие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, своего города.
3. Иметь представление о нормах морали таких как: доброта, взаимопомощь, взаимопонимание, милосердие и толерантность.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Блок №1 «Я, моя семья и школа»
Воспитательные задачи :
1) Осознание обучающимися воспитанниками семьи, как важнейшей жизненной ценности.
2) Воспитание патриотов и граждан отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким.
3) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Основные формы работы:
Беседы, праздники, тематические вечера, анкетирование, родительские собрания, день открытых дверей, дни самоуправления, организация дежурства, конкурсы, трудовые десанты.
Мероприятия:
Анкетирование учащихся с целью выяснения отношений в семье, концерт-сюрприз, посвященный 8 марта, классный час «Наши корни», классный час «Ценности трех поколений»,беседа «Фотографии из семейного альбома»,фотовыставка «Мои родные защитники Родины»,классный час «Отцы и дети», классный час «Пора взросления», классный час «Я и моя будущая семья», мой дом – моя крепость (о нравственных основах построения семьи, организация самоуправления в классе, правила нравственной жизни, последствия нарушения нравственных правил.
Блок №2 «Гражданин страны : права и обязанности»
Воспитательные задачи :
1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.
2) Формирование гражданского отношения к себе.
3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
Основные формы работы:
Беседы, тестирование, психологический практикум, акции милосердия, презентации.
Мероприятия:
«Кем быть?» (профессиональное самоопределение, «Я и мы» (коллективная беседа, «Что такое личность?» «Человек среди людей» (беседы, «Быть человеком» (дискуссия, «Урок милосердия и доброты» (беседы, Акция милосердия (помощь пожилым людям, «Об ответственности несовершеннолетних», Совет профилактики правонарушений, «Имею право». Игра-конкурс, Классный час «Поговорим о воспитанности», Выставка «Мир моих увлечений», Классный час «Что такое толерантность», Классный час «Что такое счастье» (или «В чем смысл человеческой жизни?», Классный час «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек»
Блок №3 «Мы гордимся вами!»
Воспитательные задачи :
1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
3) Воспитание верности духовным традициям России.
4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному
достоянию, уважения к национальным традициям.
Основные формы работы:
Беседы,встречи с интересными людьми, конкурсы, экскурсии, трудовые десанты, праздники.
Мероприятия:
«Овеянный славой Флаг наш и герб», «Я – гражданин России», Брейн-ринг «Творим здоровье души и тела», Экскурсия в музей «Наследие», Славные страницы истории, «Песни в военных шинелях», Устный журнал «Колокола памяти», «Живая память», Экскурсия к вечному огню «Бессмертный полк», Экскурсия к памятнику «Скорбящий ангел» городской парк, Час общения «Урок Гагарина», «Прикоснуться к вечному», Экскурсии, поездки, походы по родному краю,Городской фестиваль «Весна детям», «Историческое и духовное значение Дня народного единства», Уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана, чеченских событий, Празднование Дней Воинской Славы России, Встреча «Чтоб Защитником стать», Шефские концерты перед ветеранами, Спортивные игры «Мама, Папа я спортивная семья», Организация спортивной деятельности учащихся, Экскурсия в воинскую часть «Посылка солдату», Спортивные соревнования, Спартакиада школьников по легкой атлетике, Футбольный турнир, Олимпиада по физической культуре, Спортивный кружок «Русские витязи».
Диагностика
1. Осознание своего местоположения в семье и знание семейных традиций. Овладение социально-бытовыми умениями. Самооценка учебной деятельности.
2. Адекватное представление о собственных возможностях и ограничениях.
3. Знания о национальных героях и важнейших событиях России и её народах.
Методы:
Диагностика проводится на основе дневника динамического наблюдения, тестирования, анкетирования, диагностических материалов.