Елена Смирнова
Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности «Защитники земли»
▼ Скачать + Заказать документы
(2 слайд)
Как объяснить ребёнку, что такое патриотизм? Его нельзя увидеть или потрогать, его можно только почувствовать или им проникнуться. Патриотизм — в лучшем своем значении — чувство положительное, глубоко личное, благородное и достойное всяческого уважения.
3 слайд.
Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Понимая актуальность этой проблемы на современном этапе, необходимо осознавать, что формирование личности дошкольников, просто невозможно без воспитания у них патриотических чувств, с малых лет.
Публикация «Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности „Защитники земли“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
(4 слайд)
Идея проекта «Защитники земли русской» зародилась из познавательных интересов детей к героям былинного эпоса.
– Кто такие богатыри? - Кто ещё стоял на защите нашей Родины? – Есть ли защитники Отечества в моей семье? – Кто сейчас стоит на страже наших рубежей? – такие вопросы задавали мне дети, и я предложила им найти на них ответ в процессе участия в проекте «Защитники земли русской».
Мы прошли с ребятами длинный путь от прошлого до настоящего славных воинов и узнали много интересных фактов из истории нашей страны.
(5 слайд)
Весь проект направлен на воспитание высоконравственных граждан своего Отечества, чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с былинами и легендами русского народа. На формирование представлений о героическом прошлом русского народа.
(6 слайд)
В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников.
Дети реализовали свои возможности в разных видах деятельности, но ведущим видом стала познавательно – исследовательская деятельность.
(7 слайд)
Работая над проектом, я выделила несколько этапов, вы видите их на экране.
На 1 этапе был собран теоретический и практический материал, подобрано необходимое техническое оборудование, были разработаны конспекты ОД (постановка цели, разработка планов, определение методов, определены мероприятия, в которых предполагалось участвовать детям и взрослым.
2 этап проектной деятельности предполагает реализацию всего задуманного (работа с объектами проекта).
3 этап. Заключительный этап (подведение итогов).
Всю работу над проектом я отразила в паспорте проекта, но сейчас я хотела бы остановиться и подробнее рассказать о своей практической работе.
(8 слайд)
Она велась по следующим направлениям, их вы можете увидеть на экране.
(9 слайд)
Создание предметно развивающей среды - это одна из важных составляющих в проектной деятельности.
10 слайд.
В группе был создан мини – музей «Богатырские забавы», экспонаты для музея были изготовлены руками родителей, которые стали активными участниками проекта.
В уголке книги был собран материал по теме, подборки книг периодически обновлялись, были созданы альбомы с иллюстрациями, фотоальбомы.
Уголок патриотического воспитания пополнился материалами о Нижегородском ополчении.
В работе с детьми хорошим подспорьем стала коллекция аудио и видео материалов.
(11 слайд)
Работа с детьми была очень многогранна, схематично я отразила её на слайде.
12 слайд.
Во время занятия по познавательному развитию «Защитники земли русской» дети узнали о всаднике, который изображен на гербе России – Георгии Победоносце, о богатырских доспехах и сами собрали в дорогу будущего защитника Родины.
В процессе ОД «Георгиевская лента», дети рассказали, что значат оранжевые и черные цвета на ленте и изготовили ленту самостоятельно.
Дети очень трепетно отнеслись к сбору информации об участниках войны в своих семьях, нарисовали генеалогическое древо и принесли фотографии защитников Родины. Мы с ребятами оформили фотоколлаж «Наши деды – славные победы». Награды своих прадедов ребята собрали в коллекцию, которую часто рассматривали.
(слайд13)
Интересные работы получились у детей по Изобразительной деятельности: «Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской», которая проходила в форме викторины, «Рубаха для богатыря», организованная в форме творческой мастерской.
Как известно игра – основной вид деятельности ребенка, а игра в богатырей или защитников крепости – это занятие для сильных, ловких и физически крепких воинов, вот почему их так полюбили мальчики.
(слайд14)
Одна из главных ролей в образовательном проекте отведена родителям воспитанников.
Родители - активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность. Они первые помощники в сборе материала, изготовлении атрибутов для игр и экспонатов для мини – музея.
Особые отзывы получили совместные мероприятия с родителями. Это праздники «Защитники Отечества», досуг «Богатырские забавы», на которых папы показывали свою молодецкую силу и удаль.
Слайд 15
«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», - писал французский философ Шарль Монтескье.
Только родители и старшие члены семьи на личном примере могут научить ребенка любить свою Родину и привить ему чувство патриотизма. Мы – взрослые своим примером должны воспитать в детях лучшие человеческие качества.
Слайд 16.
В заключении хотелось бы отметить познавательный интерес детей на протяжении всего проекта. Ежедневно дети стремились узнать что-то новое и интересное и это даже переросло в соревнование.
В процессе работы установилось тесное сотрудничество с родителями, они не только стали активными участниками мероприятий, но и несколько семей продолжили работу по поиску родных – участников ВОВ или боевых действий. Высокая заинтересованность родителей, и желание помочь детям и педагогам говорит о значимости проекта.
Я считаю, что эта методическая разработка может быть использована, как педагогами дошкольных учреждений для развития познавательно-исследовательской деятельности детей, для формирования и воспитания у них чувства патриотизма, так и родителями, для организации познавательно-творческой деятельности детей. Слайд17
Мы видим, как многогранно понятие «патриот», оно вмещает в себя большой масштаб событий: любовь к своей семье, детям, родителям; почитание культуры своего народа; преданность ценностям Отечества. Но ведь это можно сказать одним словом, быть патриотом – это быть Человеком, с большой буквы.