Марина Роттер
Развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи «Звуки [Н] — [Н’]. Буква Н»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонетико - фонематической стороны речи у детей
старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Образовательная область: речевое развитие.
Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н.»
Цель: развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 лет
Задачи:
Публикация «Развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи „Звуки [Н] — [Н’], Буква Н“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуками «Н», «Нь», учить детей характеризовать звуки с опорой на акустические и артикуляционные признаки, научить давать их сравнительную характеристику.
Коррекционно-развивающие : развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; умение делить слова на слоги; упражнять в звуковом анализе слогов и слов.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками в спонтанной речи.
Оборудование: звуковые схемы, магниты, фишки, буква Н, мяч, предметные картинки с изображением предметов, содержащих в названии звуки Н, Нь и без данных звуков, наборное полотно, индивидуальные карточки для звукового анализа слов, цветные карандаши, фишки 3-х цветов, мешочек, материал для выкладывания букв (ленточки, веревки, кегли, гимнастические палки и пр.).
Ход коррекционной организованной образовательной деятельности (КООД) :
1. Организационный момент.
-Приветствие детей
Встанем в круг все мы дружно.
Поздороваться нам нужно.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
-Игра с мячом «Назови слово наоборот» (подбор слов-антонимов).
- Мяч бросай и слово называй:
Высоко - … низко верхний - … нижний направо - … налево
Вылить - … налить земля - …. небо конец - … начало
Снять - … надеть вперед - … назад старый - … новый
- С каких звуков начинаются ваши слова? (Со звуков Н, Нь).
- Догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
2. Звуки Н – Нь.
Характеристика звуков. Логопед предлагает детям вспомнить, что мы знаем о звуке Н.
Звук Н - согласный, т. к. при произношении есть преграда для воздушной струи; звонкий (горлышко дрожит, потому что участвуют голосовые связки); твердый (обозначаем фишкой синего цвета).
Звук Нь – мягкий брат твердого звука Н, согласный, т. к. при произношении есть преграда для воздушной струи; звонкий (горлышко дрожит, потому что участвуют голосовые связки); мягкий (обозначаем фишкой зеленого цвета).
- Игра «Ёлочки-цветочки» (упражнение детей в определении позиции и положения звука в слове).
Рисунок 1.
Демонстрационные схемы с указанными позициями твердого и мягкого звуков на столе у каждого ребёнка. Логопед произносит слова, содержащие звуки «Н» и «Нь» Дети выбирают соответствующей схему и поднимают ее.
Рисунок 2.
- Игра «Весёлые кубики» (звуковой анализ и синтез слогов).
Логопед предлагает детям предлагается выполнить звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов с гласными «А», «О», «У», «И», «Ы»- схематические изображения данных звуков представлены на разноцветных кубиках.
Рисунок 3.
- Игра «Забавные фишки» (звуковой анализ слов).
Логопед предлагает детям предлагается выполнить звуковой анализ слов НОТА, КОНЬ. Дети выполняют задание индивидуально в карточках. Параллельно выкладывается схема слов из напольных звуковых фишек.
- Игра «Грустные книги».
Логопед : - Ребята, к нам в гости пришел Незнайка и принес нам в подарок книги синего цвета и зеленого цвета. Но книги совсем без картинок. Грустные книги, смотреть совсем не интересно. Как мы можем раскрасить книги?
Дети: - Можем разместить в книги картинки. (Если дети затрудняются с ответом, логопед помогает наводящими вопросами).
Логопед: - Действительно, мы можем в книги поместить картинки. Но какие картинки разместим в синюю книгу, а какие - в зеленую?
Дети: - В книгу синего цвета – картинки с предметами, в названии которых есть звук Н, в книгу зеленого цвета – картинки со звуком Нь.
Из предложенных картинок, которые размещены на магнитной доске, дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки «Н» – «Нь» и размещают в соответствующие книги. Все вместе проверяют правильность выбора.
- Буква Н. На доску вывешивается буква Н. Совместно с логопедом детям анализируют, из каких элементов состоит буква (из палочек, из скольких палочек состоит буква (их трех палочек).
- Упражнение «Выложи букву»
Логопед предлагает детям выполнить задание: выложить букву «Н» из определенного материала (ленточки, веревки, элементы разрезного квадрата и пр.).
Рисунок 4.
-Анализ буквы. Дети рассматривают получившиеся буквы, анализируют правильность.
- Итог занятия. Логопед спрашивает у детей, во что играли, какая игра понравилась им больше, что запомнилось. Благодарит детей