Людмила Ковач
Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством подвижных игр
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания.
Физическое развитие детей, является одной из основ его полноценного развития. К одному из условий нормального роста и развития ребенка раннего возраста, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Двигательная активность, как основа жизнеобеспечения детского организма, оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, работоспособность всей системы организма ребенка. Движение – залог здоровья. В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и эта потребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннего возраста движения еще недостаточно координированы. Дети в этом возрасте часто неуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые виды движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание, игры с мячом и др.). Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательной потребности детей раннего возраста, является подвижная игра и двигательные упражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности. Подвижные игры и двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов (внимание, память, речь, развитие личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх и двигательных упражнениях дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми, взрослыми, общение. Рассматривая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего возраста, посредством подвижных игр и двигательных упражнений, развития интереса к двигательной деятельности, я определила следующие цели и задачи.
Публикация «Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством подвижных игр» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Младшая группа
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и эта потребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннего возраста движения еще недостаточно координированы. Дети в этом возрасте часто неуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые виды движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание игры с мячом и др.)
Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательной потребности детей раннего возраста является подвижная игра и двигательные упражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности. Подвижные игры и двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов (внимание, память, речь, развитие личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх и двигательных упражнениях дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми взрослыми, общения.
Подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания и развития : она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Основной формой организации подвижных игр и двигательных упражнений с детьми раннего возраста согласно ФГОС ДО является совместная партнерская деятельность взрослого с детьми. Совместная деятельность взрослого и детей – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более
участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач.
Совместная партнерская деятельность предполагает:
- добровольное присоединение детей к деятельности (по желанию);
- открытый временной промежуток (каждый работает в своем темпе);
- свободное общение и перемещение детей;
- педагогическая поддержка. Для того, чтобы научить детей играть в подвижную игру, выполнять
определенные ее правила, выполнить двигательное упражнение необходимо реализовать ряд этапов. Первоначально взрослый выполняет роль ведущего, является примером для подражания. Затем наступает этап совместной двигательной деятельности с детьми (дети уже знают подвижную игру или упражнение, выполняют его самостоятельно, активно). И на третьем этапе дети проявляют самостоятельность и активность в подвижной игре или
двигательном упражнении при небольшой помощи взрослого (предложение атрибутов, косвенное регулирование игрой, поощрение) Таким образом, дети начинают проявлять больше активности и инициативы в двигательной деятельности.
Для того, чтобы сюжет игры был принят малышом, педагог должен дать
изображаемому образу характеристику, «немая» игрушка должна заговорить. Таким образом создается игровая ситуация. С целью сохранения этой игровой ситуации в процессе игры необходимо пояснять происходящее, направлять действия детей, изменять интонацию голоса, выделять с ее
помощью главное, что малыш должен усвоить. Для эффективной организации и проведения подвижных игр и двигательных
упражнений необходимо специально подобранное спортивное оборудование, атрибуты, игрушки.
В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры :
- Образовательная - в ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.
- Развивающая - участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции, а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).
- Воспитательная - в процессе игры ребёнок учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры, в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.
Подвижные игры классифицируются по:
степени подвижности игры :
- малая
- средняя
- большая
преобладающим движениям:
- игры с прыжками
- с перебежками и др.
предметам, которые используются в игре:
- игры с мячом
- с лентами
- с обручами и др.
В раннем дошкольном возрасте
Заинтересовывающий момент (внесение атрибутов, загадывание загадок)
Совместная игровая деятельность (объяснение правил игры непосредственно в процессе самой игры и «взятие» педагогом на себя ведущей роли)
Анализ (всегда дается только положительный).
Таким образом можно сделать вывод о том, что проблема развития двигательной активности через подвижные игры и двигательные упражнения актуальна, т. к. ребенок
раннего возраста приобретает и накапливает двигательный опыт, связанный с
выполнением определенных упражнений, направленных на освоение основных движений,
координацию и равновесие. Данные выводы основаны на полученных результатах наблюдений за развитием и поведением детей раннего возраста, анализа заболеваемости и
посещаемости ДОУ. А так же повышенный интерес детей к двигательной деятельности, желание играть, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, развитие личностных
качеств.
Картотека подвижных игр.
Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»
Цель: учить детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
Описание. Дети стоят в кругу с воспитателем. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к горке беги», дети бегут к горке и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к качелям беги», дети бегут к качелям и ждут воспитателя.
Подвижная игра «Лови мяч»
Цель: учить бросать мяч вперёд двумя руками снизу (из-за головы, от груди); развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер, ловкость, координацию движений.
Описание: Дети стоят в круг. Воспитатель с большим мячом (диаметр 18-20 см) стоит в центре круга и бросает мяч, называя имя ребенка: «Паша, лови мяч!». Тот, кого назвали, ловит мяч и бросает его воспитателю.
Подвижная игра : «Зайка беленький сидит»
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах; способствовать развитию речи.
Описание: Воспитатель предлагает детям превратиться в «зайчиков» и выбежать на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок, скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать.
(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг… и убежал.
(Воспитатель хлопает в ладошки, и ребята разбегаются).
Подвижная игра «Самолёты»
Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; выполнять движения по сигналу.
Описание: Дети становятся возле воспитателя. Воспитатель спрашивает: «К полету готовы?» Дети отвечают. Воспитатель: «Заводим моторы!». По показу воспитателя дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала: «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются. По сигналу: «На посадку!» играющие возвращаются к воспитателю.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.
Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель с игрушкой медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.