валентина шайкина
Социально — нравственное развитие детей раннего возраста средствами народной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек хочет жить в красивом и крепком доме. Но чтобы
построить такой дом необходимо заложить основательный, прочный
фундамент. В данном случае домом является социум, общество, а его
фундамент - физически и нравственно здоровая личность, адаптированная к
современным условиям в обществе. В настоящее время проблема
социального развития подрастающего поколения становится одной из
актуальных. В этом сложном процессе становления человека немало зависит
от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое
Публикация «Социально — нравственное развитие детей раннего возраста средствами народной педагогики» размещена в разделах
место в жизни и реализовать собственный потенциал. На первый взгляд,
кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья,
взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду.
Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные
взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и
пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать
представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о
правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения,
которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных
жизненных ситуациях. Другими словами приобщать ребенка к процессу
включения его в общество сверстников и взрослых – к процессу
социализации.
Также необходимо заметить, что социальное развитие невозможно без
нравственного воспитания дошкольника, поскольку это два неотделимые
друг от друга процесса, находящихся в основе поступков, действий каждого
человека, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также
систему жизненных ценностей. Ведь уже с раннего возраста ребенок как
«губка» впитывает в себя огромный поток информации, источником которой
служат средства массовой информации, детский сад, школа, кино и
телевидение, интернет. И здесь на помощь малышу должны прийти
взрослые: родители, воспитатели, которые познакомят его с миром,
окружающим ребенка, его традициями, обычаями, правилами. Это позволит
привить ребенку любовь к людям, окружающим его, к малой родине, к
культурным ценностям, что в дальнейшем станет положительной основой
развития его нравственности и социальной адаптации в обществе.
Выбирая наиболее эффективные методы и средства для решения
поставленных задач, необходимо учитывать прежде всего возраст
воспитанников, этап развития социально – нравственных качеств, а самое
главное - интересы детей.
Третий год жизни является переходной ступенью от раннего возраста к
дошкольному детству. Ребенок третьего года жизни еще сохраняет многие
черты, присущие раннему возрасту, но вместе с тем в структуре его
личности, в ведущей деятельности возникают новые черты,
свидетельствующие о вступлении на новый этап психического развития.
Предметная деятельность постепенно сменяется игровой, выполняя роли,
ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. Активно развиваются
самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся на
предыдущей возрастной ступени система отношений ребенка со взрослыми.
В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная
нравственность. Положительные поступки малыш выполняет по
побуждению взрослого: помочь маме донести продукты, подать дедушке
газету, угостить сверстника конфетой.
Совершая положительные поступки, ребенок (до 3 лет) не выделяет их как
таковые. Оценивает поступки взрослый, придавая им позитивный оттенок.
Без контроля с его стороны малыш действует ситуативно и импульсивно,
поэтому часто нарушает запреты. Чтобы устранить возможность нарушения
запретов, целесообразно убрать предметы, с которыми не разрешается
действовать, в недоступное место; исключить возможности того, что ребенок
их найдет или достанет; сделать недоступными опасные места; создать
условия для положительных проявлений активности и самостоятельности
(например, в движении, в игре, предоставив малышу достаточное количество
игрушек в соответствии с его возрастом и интересами). Кроме того, ни в
коем случае не следует разрешать ребенку делать то, что будет потом
запрещено.
Анализируя данные факты, можно сделать вывод, что наиболее
эффективными для успешного решения задач социально – нравственного
воспитания и близкими для детей раннего возраста, методами и средствами
являются методы и средства народной педагогики.
Народная педагогика - это клад коллективного творчества разных людей
многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками.
Народный ум как и воспитательный опыт есть плод наблюдений за
развитием детей, взаимоотношений между детьми, также детьми и
взрослыми.
К средствам народной педагогики для нравственного воспитания
дошкольников относятся все виды народного творчества : устное народное
творчество, народная игра, традиции, обычаи, праздники.
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство.
Оно содержит богатейший материал, позволяющий говорить о то, что
предметом особенной заботы народных педагогов было воспитание в детях
любви к Родине – родным местам, народу, доброты, честности.
При формировании культуры общения, как и во всем процессе
воспитания, очень хорошо использовать произведения устного народного
творчества: народные сказки, песенки, потешки, заклички. Они более близки
детям, очень доступны и остаются глубоко в детской душе, способствуя не
только формированию эмоционально положительного отношения к миру как
к чуду, но и прививают ребнку любовь к русской речи, слову.
Народные песенки настраивают детей на определнные действия,
призывают кому-то помочь, кого-то спасти и т. д. Также можно
использовать заклички и приговорки как игровой прим. Увидев на небе
радугу, просим е напоить землю: «Радуга-дуга, пришли дождя…». Когда идет дождь, дети кликают его: «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи…».
Это не только привлекает внимание детей к природе, но и развивает интерес
к народному творчеству, родному языку.
Важно построить день малыша, так чтобы он как можно чаще
соприкасался с удивительным миром традиций и обычаев русского народа.
Благодаря этому у детей часто возникает активное желание включиться в
рассказывание потешки диалоговой формы, такие, как «Кисонька -
мурысынька», «Курочка - рябушечка», «Гуси, вы, гуси….».
Русские народные хороводные игры – это также слой фольклора, корни
которого уходят в очень далекое прошлое. Постепенно первоначальный
смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные
игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5
лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для
детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту
хоровода. Например, такие игры как: «каравай», «пузырь», «дубок» и т. д.
Хорошо, когда в детском саду есть музей русской избы, где собранно
много экспонатов русского быта: люлька, самовар, полотенца и т. д. Игровой
характер экскурсий в музей русской избы способствует проявлению
положительных эмоций ребенка: дети получают первые уроки
нравственности, доброты и милосердия.
В дошкольном возрасте знание детьми правил не влечет за собой
совершение ими нравственных поступков. Ребенку должен быть понятен
смысл поступков, умение видеть его последствия, представлять ситуацию, в
которую он попадет если поступит так или иначе. И здесь поможет сказка.
Народная сказка позволяет осуществлять процесс воспитания ребенка
более целостно, т. е. способствует расширению границ нравственного,
духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного
развития.
С помощью народных сказок, в том числе о животных формируются такие
нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя,
Эти сказки помогают нам показать:
• как дружба помогает победить зло ("Зимовье");
• как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");
• что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно,
чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены
мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой,
подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными
качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Для девочек – это красная девица (умница, рукодельница., а для
мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый,
трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой
перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и
поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как
личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей",
"Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения", но в ее содержании
всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно
возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными,
трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним
нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не
отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок",
"Зимовье зверей" учат дружить и т. д. Для лучшего усвоения сказки можно
использовать театрализованные игры, драматизацию сказок,
самостоятельную деятельность детей с различным материалом (куклы
би-ба-бо, пальчиковый театр, настольный театр, оборудование мини –музея и
т. д.)
В решении поставленных задач родители – главные помощники педагога.
Они должны стать единомышленниками. Ведь те культурные ценности,
которых придерживаются в семье, как правило, усваивает и ребенок.
Поэтому родителей необходимо привлекать к разнообразной деятельности:
-показ для детей силами родителей русских народных сказок;
-помощь родителей в оснащении музея русской избы и групповой комнаты
предметами (или их заместителями) русского быта, атрибутами к народным
играм, игрушками (матрёшки, свистульки и т. д.);
-участие родителей в оформлении фотоальбомов;
-совместные выставки работ родителей и детей и т. д.
Ведь только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее
окружение, детский сад, объединённых в образовательную систему, позволит
воспитать у ребёнка чувство любви к своей семье, Родине, окружающему
миру, а вместе с тем решить многие поставленные задачи.