Евгения Шоглева
Проект «Мегель» по приобщению дошкольников к истокам народной культурысредствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Что разумеют, говоря «мегель»?
(М е г е л ь — возможность, срок, пора для какого-либо дела)
— Коль хочешь знать, сперва спроси, дружок.
У облаков, кудрявых, точно хмель,
Что ж дождиком не окропят лужок?
Не вышел срок.
«Мегель» — что это, объясни, родной.
— Спроси ты у гусей, чей путь далек,
Что ж над озерной светлою волной
Летят, не отдохнув хотя б часок?
Не вышел срок.
«Мегель» — что ж это все-таки, ответь.
У яблоньки спроси, какой в том прок,
Что до рассвета не украсит ветвь,
А будет в почке прятаться цветок?
Публикация «Проект „Мегель“ по приобщению дошкольников к истокам народной культурысредствами музейной педагогики» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«Мегель» — что ж это все же, как узнать?
— Спроси у скрипача, зачем смычок
На струны скрипки медлит опускать —
Стоит, уставясь взором в потолок?
Не вышел срок.
Но дождь из тучки хлынет на лужок,
Запенят гуси с гоготом поток,
На яблоньке распустится цветок
И на струну опустится смычок,
Как выйдет срок.
Хузангай П. П. «Песни Тилли» (Перевод А. Казакова)
Актуальность проекта
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем его традиций.
Чувашский народ по праву можно назвать уникальным в плане национальной самобытности, траектории развития личности ребенка через погружение в национальную культуру. Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как в её элементах окружающий мир отражается условно, через символические образы. Например, образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей осознанное отношение к человеку, природе, искусству и культуре в целом. Нельзя обойти вниманием нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства – все первые прикосновения к миру чувашской народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг и изумление. Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, в приобщении ребят к истокам народной культуры необходимо использовать не только фольклорные произведения и устное народное творчество. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ыв, м кнчели, валашка, турчка и т. д) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея предметов чувашской старины в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного чувашского края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Основаниями для проведенной работы являются целевые ориентиры, обозначенные в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:
1. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
2. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
3. Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
4. Ребенок обладает элементарными представлениями из области истории.
Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, у нас возникла идея разработки проекта «Мегель» по организации мини-музея в детском саду, состоящим из предметов чувашской старины.
Цель проекта : Формирование у дошкольников патриотических чувств через знакомство с историей и традициями чувашского народа, приобщение к ее истокам.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения детей к истокам чувашской культуры.
2. Разработать технологию приобщения дошкольников к истокам народной культуры средствами музейной педагогики.
3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами, народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; формировать представление о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является, воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.
4. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Тип проекта : практический, долгосрочный.
Ожидаемые результаты:
1. Создание эффективного этнопедагогического пространства для приобщения детей к истокам чувашской культуры.
2. Разработка технологии приобщения дошкольников к истокам народной культуры средствами музейной педагогики.
3. Высокий уровень представлений дошкольников о культуре родного края. сформированность представлений о Родине как месте, где человек родился, бережное отношение к ее истории.
4. Активное взаимодействие родителей по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап, который включает в себя:
- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
- изучение литературы по музейной педагогике;
- изучение деятельности городских музеев, опыта работы в этом направлении других ДОУ.
II. Практический этап (этап реализации проекта).
- составление плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц за работу мини-музеем;
- разработка содержания мероприятий по реализации проекта;
- организация деятельности с детьми;
- работа с родителями по активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.
III. Заключительный этап:
- оформление презентации по результатам реализации проекта;
- выступление на педагогическом совете ДОУ с результатами реализации проекта;
- передача педагогического опыта (смотры, профессиональные конкурсы различных уровней).
Предварительные результаты работы
На основе проведенного анализа выбранной проблемы нами были сделаны следующие выводы:
1. Реализация принципов музейной педагогики в воспитании детей способствует реализации принципа ценностного освоения действительности, принципа включения ребенка в активный познавательный процесс, а именно дает ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор, включать общечеловеческие ценности во внутренний духовный мир, непосредственно закреплять полученные знания, которые тем самым становятся его личным приобретением, способствует формированию у ребенка целостной картины мира, стимулированию его творческих способностей и интереса к окружающему миру.
2. Приобщение детей к музейной культуре, развитие эстетического восприятия и художественного вкуса - важнейшие задачи, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений в наше время. Сегодня педагогу необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа. В этой связи взрослый встает перед необходимостью определенного конструирования культурной среды с тем, чтобы она способствовала развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Сегодня во многих образовательных учреждениях создается «музейная зона», где оформляются тематические экспозиции, подбираются экспонаты для мини-музеев.
3. К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.
4. Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.
Литература
1. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В. Виниченко - Дошкольное воспитание. – 2003. - № 5. - с. 38-41.
2. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика / Г. Н. Волков. – Чебоксары : Чебоксарская типография №1, 2004. - 488 с.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова - М. : Линка-Пресс, 2008.