Мария Климовская
Развитие речи детей средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей средствами народного фольклора
Климовская Мария Сергеевна, воспитатель.
Четвертый год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи – овладение нормами и правилами родного языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков. Поэтому я решила использовать фольклор в воспитании детей.
Публикация «Развитие речи детей средствами фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В своей работе я выделила несколько направлений:
• Чтение русских народных сказок, рассматривания иллюстраций в книгах.
• Использование фольклорных произведений в режимных моментах.
• Пальчиковые игры.
• Театрализация русских народных сказок куклами би-ба-бо, настольным и пальчиковым театром.
• В продуктивной деятельности.
Чтение народных русских сказок активизирует словарный запас, знакомя с новыми словами и словосочетаниями. Развивает фонематический слух и способствует грамотному построению предложения. А также развивает умение слушать, следить за развитием действий и сопереживать героям тех или иных произведений. Эмоционально откликаться на прочитанное, имитировать действия, передавать слова разных героев русских сказок.
Прививая интерес к рассматриванию книг, я увидела, что детям интересно сравнивать иллюстрации к одной сказке в разных книгах. Рассматривая книги, дети делились своими впечатлениями друг с другом и с воспитателем. Рассматривая иллюстрации, некоторые дети рассказывали сказку другим детям, задавая вопросы воспитателю, а воспитатель детям. Также дети знакомятся с окружающем миром, природой, расширяя свой кругозор. Они выражают свои мысли, чувства, ведут диалог, это способствует не только развитию речи, а также эмоционально-психическому развитию.
Проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Для того чтобы дети умывались, ели, одевались с удовольствием, решила прибегнуть к потешкам. Во время умывания использую потешку «Водичка-водичка умой мое личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. Потешка корректирует поведение детей, создает у них хорошее настроение. Во время еды я использую потешку «Это-ложка, это чашка».
Потешки способствуют развитию звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Также в своей работе использую пальчиковые игры, уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени тонких движений пальцев рук. Дети, которым удаются изолированные, а затем более сложные пальчиковые движения – это говорящие дети. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе, не могут двигаться изолированно – отмечаются нарушения речи. Мы не только развиваем мелкую моторику, а сопровождаем движение устным народным словом. Все упражнения для пальчиковой гимнастики и игры проводили с одновременным проговариванием текстов. Это стимулирует речь, развивает ритм движений, вносит элемент игры, развивает эмоциональную выразительность, а также способствует развитию звуковой культуры речи.
И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Используются различные виды театров (пальчиковый, кукольный, настольный). Театрализация русских сказок «Колобок», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Репка» и многие другие. Дети были как участниками, так и зрителями. У детей остаются радостные эмоции и впечатления, которыми они делятся с родителями.
Использую малые формы фольклора в продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет». На занятии лепка – лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». На рисовании рисуем «колобок». Для того чтобы вызвать положительный настрой к образовательной деятельности, используем загадку, обыгрываем песенкой.
Таким образом, использование малых форм фольклора, делает образовательную деятельность более эмоциональной, интересной, что способствует лучшему усвоению материала.
Наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому рассказываю родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Также оформила и провела консультацию для родителей «Пальчиковые игры в развитии речи детей».
Работа с родителями способствовала формированию интереса родителей в использовании фольклорного материала в семейном воспитании, углублению знаний родителей о фольклорных произведениях для детей младшего возраста.
Таким образом, целенаправленная работа по ознакомлению детей младшего возраста с устным народным творчеством развивает у детей познавательный интерес к русской культуре. Фольклор помогает воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Потешки, считалки, песенки, сказки, театрализованная деятельность, веселые досуги – это форма работы интегрирует знания и умения, которые дети получили на различных занятиях, создает условия для их творческого применения. У детей совершенствуется речь (словарный запас, связность, звуковая культура, образность). Речь обогащается запомнившимися словами и выражениями. В итоге, речь детей постепенно становится образной, а это является важной составной частью воспитания у дошкольников культуры речи в широком смысле слова. Через фольклор дети учатся играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.
В дальнейшем планируем продолжить работу по использованию фольклора в развитии речи детей :
• Обогащать группу дидактическим материалом по развитию речи
• Оформить картотеку фольклорных, дидактических игр с детьми младшего возраста
• Разнообразить работу с родителями проведением совместных фольклорных развлечений для детей.