Приложение МААМ

Консультация «Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании детей»

Ксения Сабирьянова
Консультация «Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах 20 столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.

Публикация «Консультация „Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании детей“» размещена в разделах

Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?

Анализ педагогической литературы позволил мне утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром в их богатстве, разнообразии и противоречивости.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Поэтому мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: в современном обществе в формировании и воспитании нравственности и патриотизма среди дошкольников, музеи и мини-музеи играют важную роль, так как особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов.

Публикации по теме:

Использование музейной педагогики в образовательном процессе в подготовительной школе группеИспользование музейной педагогики в образовательном процессе в подготовительной школе группе Проект: «От наскальных рисунков до наших дней» Время проекта: среднесрочный (ноябрь-январь) Итоговое мероприятие: создание мини-музея в.

«Использование народных традиций славян в нравственно-патриотическом воспитании детей» (из опыта работы) Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое.

«Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» МБДОУ д/с комбинированного вида №10 г Павлово Выступление на конференции для родителей воспитанников ДОУ «Взаимодействие.

Консультация для родителей «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников». Знаменитая русская матрёшка появилась на свет более 100 лет назад. Выточил её токарь В. Звёздочкин, а расписал художник С. Малютин. Именно.

Консультация для воспитателей «Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» В дошкольных учреждениях в рамках патриотического воспитания все чаще звучит слово краеведение. Что такое краеведение? Это изучение природы.

Проект «Мегель» по приобщению дошкольников к истокам народной культурысредствами музейной педагогики Что разумеют, говоря «мегель»? (М е г е л ь — возможность, срок, пора для какого-либо дела) — Коль хочешь знать, сперва спроси, дружок.

Проект «Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ» «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Актуальность.

Роль мини-музея «Наша Родина — Россия» в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста Роль мини-музея «Наша Родина-Россия» в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе развития.

Выдержки из статьи «Воспитательный потенциал музейной педагогики посредством уроков искусства»Выдержки из статьи «Воспитательный потенциал музейной педагогики посредством уроков искусства» Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической.

«Живая память о былом» — значение музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников Значение музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании детей»
Опубликовано: 27 сентября 2015 в 16:09
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Сабирьянова (УИ 340557) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД