Пачковская Елена
Развитие детей дошкольного возраста посредством игровой методики «Мозартика»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детей через игровую методику «Мозартика».
Игра - ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Изучая игру ребенка, наблюдая его в игре, анализируя, исследуя его игру, можно очень многое узнать о ребенке, также наблюдая за игрой ребенка можно сделать заключение об эмоциональном и интеллектуальном развитии.
Публикация «Развитие детей дошкольного возраста посредством игровой методики „Мозартика“» размещена в разделах
Несомненно, игра ребенка неизбежно зависит от вида игрушек, игр, и имеющегося в его распоряжении игрового материала, но многое узнается посредством тщательного опроса и наблюдения.
Игра развивает нравственные качества - партнерство, совместимость, дружба, сотрудничество. С помощью игры познается окружающий мир, развивается творческая инициатива, пробуждается любознательность, формируется чувство ритма, вырабатывается пластичность, активизируется мышление, Игра учит поиску необходимого решения, оптимального выхода.
В игровом общении ребенок постепенно осваивает механизм полноценной адаптации к условиям и требованиям жизни в семье и в школе. Игра сопровождается доверием, добром, искренностью и радостью самого ребенка. Грамотно организованная игра может являться школой для профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, школой поддержки, одобрения деятельности ребенка, ребенка с ограниченными возможностями.
Кроме того, ребенок, управляя игрой, становится активным.
Подготовка к школе важнейший этап для ребенка дошкольника.
Каждый родитель мечтает, чтобы их ребенок как можно раньше выучил буквы и цифры – и вот, в их понимании, ребенок готов к школе.
Но как показала практика этого недостаточно. Важнее научить ребенка производить мыслительные операции, такие как синтез и анализ; развивать память, внимание, мышление; развивать кругозор, коммуникативные навыки, развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивать умение выполнять требования взрослых и многое другое.
Все это и не только можно развивать у детей с помощью игр «МОЗАРТИКА»
Что же такое - «МОЗАРТИКА»
Мозартика — современная оригинальная технология, возникшая как симбиоз трех психологических направлений:
• игротерапии,
• арт- терапии
• психоанализа.
Мозартика на практике используется в работе со специально разработанными комплектами игрового развивающего и реабилитационного оборудования (игр Мозартики).
В каждый игровой комплект входят одно или несколько игровых полей (размеры которых могут варьироваться от размера большого альбомного листа до размеров огромного стола, настенного панно или напольного ковра) и многочисленный набор фантазийных игровых фигурок (довольно большой численности). Игровые поля создают символическую основу, своеобразную мировоззренческую «канву», базируясь на которой играющий с помощью игровых фигурок «конструирует» свое видение мира, с глубоким эмоциональным включением, поиском и пониманием своего «Я». Символический фантазийно-игровой мир не уводит в страну иллюзий, а, наоборот, позволяет, во-первых, «встроить» свои проблемы в реальный мир, проработав их, освободившись негативных стереотипов и комплексов, и, во-вторых, увидеть все богатство и разнообразные возможности этого реального мира.
На сегодняшний день существуют игровые серии : «Витражи», «Усадьба», «Городок», «Туманы», «Дорога в Космос», «Космос-1,2», «Русское чудо – Москва XVII», «Павлин», «Чудо дерево»,
В нашем саду приобрели 6 наборов игр «МОЗАРТИКА»
Мозартику можно использовать как:
Мозартика и реабилитация (все образы имеют позитивно-созидательную направленность)
Мозартика и профилактика (через игровую форму можно равивать и восстанавливать для ребенка общечеловеческие, региональные, национальные и индивидуальные ценности мира
Мозартика как средство коммуникации (средство для взаимодействий «ребенок-взрослый», «ребенок- внешний мир», «ребенок – ребенок – внешний мир», «ребенок – взрослый – внешний мир»
Мозартика с системе семейных отношений (игра это место на котором возникают основы диалога, взаимопонимания, доверия, поддержки)
Мозартика и развитие детей
Зачастую при использовании многих известных систем развития возникает ситуация, когда стимулируется доминирующее развитие левого полушария, отвечающего за логику и аналитическое мышление, а развитие правого, отвечающего за интуитивно-образное, чувственное восприятие, подавляется. Что бы этого избежать, нужно одновременно развивать оба полушария. И в этом нам поможет «Мозартика», так как она, во-первых, активизирует эмоциональное, интуитивно-образное восприятие, а во-вторых она способствует развитию интегративных функций мозга. И еще один немаловажный плюс Мозартики, с ребенком не нужно специально заниматься «Мозартика является прекрасной игровой развивающей средой для ребенка, что бы он ни делал с игровым полем и фантазийными фигурками, игра все равно окажет на него свое развивающее воздействие.
При этом «Мозартика» - прекрасно сочетается с любыми другими системами развития ребенка тем самым усиливая свое и их воздействие.
Мозартика нравиться детям тем, что она проста и удобна в применении. Она вызывает приятное впечатление и ощущение детства, сказки, снимает напряжение, негативное эмоциональное состояние, у детей появляется желание рассказывать о придуманном сюжете, о себе.
А также тем, что в игре нет выигравших и проигравших, нет правильно или неправильно выложенных композиций, нет правил (если не считать правилом то, что надо выкладывать фигурками, а не кидаться ими во все стороны).
Обучение технологии «Мозартика» идет своим чередом. Не все еще понятно, есть множество вопросов, и я уверена, потребуется много времени, чтобы в идеале овладеть этой методикой. Но все же так как меня эти игры заинтересовали, я пробую внедрять их в свою ежедневную воспитательскую работу.
Игра, которую в первую очередь начали осваивать дети - «Витражи»
Эта игра, которая позволяет игроку выстроить динамическую цветовую модель своего внутреннего эмоционального мира. Ребята на выбор берут игровое поле (10 полей, разных по цветовой гамме, на котором им хочется творить.
Далее у ребенка можно поинтересоваться, он будет использовать цветовую гамму выбранного игрового поля или будет добавлять другие цвета. Также можно предложить использовать определенное количество, форму фигурок, например если вы проходили по ФЕМП часть и целое, или формируете знания у детей о геометрических фигурах, их элементах. Можно ввести условие: смоделировать любую геометрическую фигуру (из нескольких треугольников один большой треугольник и т. д.) в указанном направлении и использовать ее в своей дальнейшей композиции.
По окончанию занятия мы с ребятами рассматриваем законченные работы, а авторы нам их презентует в виде описательного рассказа. А я уже как педагог обращаю внимание – присутствует ли гармония, насколько хаотично расположены фигуры и какая цветовая гамма преобладает (если же конечно он не использовал только те цвета, которые были заявлены на выбранном игровом поле)
После всего перечисленного, обязательно фото каждой композиции.
Дамир 5,5 лет
Рома 5,7 лет
Дима 5,7 лет
Соня 5,4 лет и Вероника 5,8 лет
Кирилл 5,8 лет
Саша 5,9 лет
Далее мы планируем осваивать игру "Городок",
и "Русское чудо - Москва XVII".
До новых встреч.
Источники:
https://psychology-corner.ru/mozart.php
https://www.ano-cnpro.ru/sites/default/files/%20технологии%20Мозартика. pdf
https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_4589.pdf
https://aplik.ru/studentu/2-kurs/mozartika-innovatcionnaia-igrovaia-zdorovesberegaiushchaia/
https://www.ano-cnpro.ru/sites/default/files/%20Мозартика. pdf