Немцева Анна Николаевна
«Как животные помогают человеку». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Как животные помогают человеку». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.
Цель: формирование представлений о том, как животные помогают человеку.
Задачи:
Образовательные:
• расширять представления детей о животных разных стран и континентов;
• способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку.
Развивающие:
• развивать любознательность, познавательную активность;
• развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас;
• развивать эмоциональное восприятие загадок, стихотворения.
Воспитательные:
• воспитывать заботливое отношение к животным;
• воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
• приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
• воспитывать желание работать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: игрушка собака, картинки животных, помогающих людям.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
А друг с другом мы играем.
Никого в беде не бросим,
Не заберём, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: К нам пришел гость. А кто именно пришел вы узнаете, отгадав загадку.
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
В группу вносится игрушка собака.
Воспитатель: Что-то она такая грустная. Как тебя зовут? Она, наверное, стесняется, может она скажет мне на ушко? (Воспитатель подносит игрушку к уху, слушает).
Воспитатель: Её зовут Найда. А что у тебя случилось? (Обращается к игрушке, затем слушает)
Воспитатель: Она говорит, что обиделась на своего хозяина. Он работает полицейским, а Найда хочет работать вместе с ним, помогать ловить нарушителей порядка. Но хозяин её не берет, так как она должна охранять дом. И Найда думает, что она ему не нужна.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, собака помогает своему хозяину? (Да, она сторожит его дом).
Воспитатель: А давайте сегодня вместе поговорим о животных, которые помогаю человеку. А Найда нас послушает.
Воспитатель: Отгадайте загадку про животного, с которого мы с вами начнём разговор.
С человеком очень дружит
И ему надёжно служит,
По хозяйству помогает.
В сани он её впрягает,
И – с подковами копыта.
В ней большая сила скрыта.
Знаешь ты уже отгадку?
Узнаёшь её – … (Лошадку)
Когда дети отгадают, воспитатель помещает картинку на магнитную доску.
Воспитатель: Лошадь – это домашнее или дикое животное? (Ответы детей).
Воспитатель: Лошадь когда – то была диким животным, но человек смог её приручить. Ребята, как лошадь помогает человеку? (Ответы детей) Показ картинок и беседа с детьми по изображениям на картинках.
Воспитатель: Самый первый помощник человека – запряженная лошадь. Именно она стала первым транспортом для человека. Запряженная лошадь называется конной повозкой. Раньше в деревнях, да и в наше время с помощью лошади люди пашут землю.
Воспитатель: С самых древних времён лошади служили в армии: тащили боевые орудия и вывозили раненых с поля битвы. Сейчас времена изменились, но лошадь всё ещё осталась в армии.
В России существует целый кавалерийский полк. Он подчиняется лично президенту страны и принимает участие в парадах на Красной площади и в торжественной смене караула на территории Кремля.
Воспитатель: А ещё лошади помогают больным людям и детям вылечиться, ведь существует такое замечательное лекарство - лечебная верховая езда! Всё дело в том, что лошади оказывают на других живых существ положительное воздействие, помогая избавиться от разных болезней. Лошади просто идеальные компаньоны и верные друзья, которые никогда не бросят, не предадут своего хозяина, они будут верны ему до самой смерти!
Послушайте еще одну загадку.
Он большой неимоверно
Больше всех зверей, наверно.
Как шар воздушный – голова,
А ростом - этажа на два.
Его я в гости приглашу,
И - накормлю, и – почешу.
Но не войдет в квартиру он.
Все потому, что - это. (слон)
Воспитатель помещает картинку с изображением слона на магнитную доску.
Воспитатель: Слон – это домашнее или дикое животное? (Домашнее и дикое).
Воспитатель: Слоны от природы очень дружелюбные создания. Человек приручил слонов очень-очень давно, еще до нашей эры. Сейчас прирученных слонов держат в Индии и Африке.
Воспитатель: Подумайте, как может помогать слон человеку? (Ответы детей)
Показ картинок и беседа с детьми по изображениям на картинках. (Слоны выступают в цирке; на одомашненном слоне человек может ездить, используя его как средство передвижения; перевозят грузы).
Воспитатель: Чаще всего слонов используют на лесоразработках, где они не только переносят тяжелые стволы спиленных деревьев, но и выполняют сложные работы, укладывая распиленные доски в определенном порядке, нагружают и разгружают баржи, вытаскивают бревна из воды.
Физкультминутка «Головой качает слон»
Раз, два, три - вперёд наклон,
Раз, два, три - теперь назад. (Наклоны вперёд, назад)
Головой качает слон -
Он зарядку делать рад. (Качаем головой влево, вправо)
Хоть зарядка коротка, (Шагаем на месте)
Отдохнули мы слегка. (Садимся) Повторяем три раза.
Воспитатель: О каком животном будем дальше говорить, узнаете, отгадав загадку.
По пустыне ходит он.
И вынослив, и силён.
Караван в песках идёт,
Он колючки там жуёт. (Верблюд)
Воспитатель помещает картинку с изображением верблюда на магнитную доску.
Воспитатель: Верблюд домашнее или дикое животное? (Ответы детей)
Воспитатель: Человек приручил верблюда, так же как и лошадь и слона.
Воспитатель: Как верблюд помогает человеку? (Ответы детей)
Показать картинки о верблюде.
Воспитатель: На домашнем верблюде человек может ездить, используя его как средство передвижения, перевозить груз. В пустыне верблюд без труда может найти источник воды и привести туда человека. Домашних верблюдов люди содержат в основном в странах Азии, Африки и Америки.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поговорим о собаках, и расскажем Найде, чем собаки помогают людям. Воспитатель показывает картинки собак.
Воспитатель: А собака – это домашнее или дикое животное? (Домашнее)
Собака верный друг и помощник человека.
В народе говорят: «Собака – друг человека».
Воспитатель: Чем собака помогает человеку? Давайте посмотрим на картинки, и вы попробуете ответить сами. (Собака охраняет дом, как наша Найда, хозяин с собакой ходит на охоту, собаки могут даже перевозить людей).
Воспитатель: Есть такой термин «ездовые собаки». Обратите внимание на то, что собака может быть поводырём. Такие собаки могут сопровождать слепых людей в дороге, указывая человеку на правильный безопасный путь. Такие собаки специально этому обучены.
Воспитатель: Люди, какой профессии изображены на этой картинке? (Полицейские)
Воспитатель: Как собаки помогают полицейским? (Помогает задержать нарушителей правопорядка, найти след преступника, помогает разыскивать пропавших детей).
Воспитатель: А что изображено на этой картинке? (Собака помогает человеку охранять границу нашего государства).
Воспитатель: Как называются люди этой профессии? (Пограничники).
Воспитатель: Смотрите, Найда повеселела. Я думаю, что хозяин не берет Найду с собой на работу, так как у него очень опасная работа. Собаки этой породы не умеют ловить нарушителей.
Подвижная игра «Вот сидит наш пес Барбос»
Правила игры: Ведущий сидит на стуле, в руках у него игрушечная собачка, делает вид, что «спит».
Дети говорят:
Вот сидит наш пес Барбос,
В лапки спрятал черный нос.
Пёсик дремлет, пёсик спит,
На ребят он не глядит.
Наши детки тихо встали,
И к собачке подбежали,
Ты, Барбос скорей вставай!
Наших деток догоняй!
Ведущий встает и говорит «Гав, гав!», ловит детей. В игре могут принимать участие несколько детей. Пойманный ребенок садиться на место, и игра начинается снова!
Воспитатель берет в руки собаку и говорит:
Защищать должна я дом.
Всё обнюхаю кругом.
Вас спасать я брошусь в реку,
Первый друг я человеку.
Лаю, если где-то драка,
Потому, что я – собака.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Думаю, что Найда больше не будет грустить и поймёт, что она и так помогает хозяину, а хозяин её любит и заботится о ней.
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Чем помогает слон человеку? (Ответы детей)
Воспитатель: Чем помогает верблюд? (Ответы детей)
Воспитатель: Чем помогает лошадь людям? (Ответы детей)
Воспитатель: Чем помогает собака? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)