Папки-передвижки

Развитие деятельностной компетентности детей старшего дошкольного возраста через включения в образовательный процесс спортивн

Елена Рубцова
Развитие деятельностной компетентности детей старшего дошкольного возраста через включения в образовательный процесс спортивн
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Иркутска детский сад №31

Тема самообразования :

Развитие деятельностной компетентности детей старшего дошкольного возраста через включения в образовательный процесс спортивных

квест – игр.

Рубцовой Елена Александровны

Публикация «Развитие деятельностной компетентности детей старшего дошкольного возраста через включения в образовательный процесс спортивн» размещена в разделах

инструктор по физической культуре

2022г.

Актуальность

Концепцию «умения через деятельность» впервые предложил американский ученый Джон Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении : учёт интересов детей; учение через обучение мысли и действию; познание и знание как следствие преодоления трудностей и сотрудничеству.

Педагогический словарь Г. М. Коджаспирова предлагает следующую формулировку понятия «деятельность» - это система действий человека, направленная на достижение определенной цели. Деятельность строится по своим «канонам» – цель, средства и материалы, действия, результат. Деятельность может быть эффективной, результативной, бесполезной и даже разрушительной. От чего это зависит? Во многом от того, насколько человек владеет навыками планирования собственной деятельности.

Согласно словарю С. И. Ожегова, понятие "компетентность" определяется как осведомленность, авторитет в какой-либо области, обладающий компетенциями. Традиционно под компетентностью (от лат. competens - знания, опыт в той или иной деятельности) понимается готовность и способность личности решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях и особенно в ситуациях неопределенности с использованием знаний, жизненного опыта, ценностей и наклонностей. В связи с этим, Дж. Равен подчеркивает, что знания, умения и навыки успешно актуализируются во всех видах деятельности человека только при личностном принятии и осознании их важности.

Личность развивается в деятельности. Дети дошкольного возраста скорее практики, чем теоретики. Освоение ими окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения. Деятельность может быть эффективной, результативной и бесполезной. От чего это зависит? Во многом от того, насколько человек владеет навыками целесообразности и планирования. Всё это относится к деятельностной компетентности. Здесь следует напомнить, что деятельность ребенка дошкольника ценна не только и не столько результатом, сколько самим процессом. Иногда (и чем младше ребенок, тем чаще) она не имеет внешне обозначенной цели, больше похожа на спонтанную, идущую «от предмета, от ситуации», а не от цели. Ценность деятельности ребенка не зависит от наличия или отсутствия видимой и приемлемой с позиции взрослого цели. В ней формируется индивидуальный стиль, приобретаются актуальные знания и навыки, формируется отношение к самой деятельности, к формам ее организации, к процессу и результатам, к себе и другим участникам, развивается активность, инициатива, воля, самостоятельность, рефлексивность – составляющие деятельностной компетентности. Каждый критерий деятельностной компетентности – это часть формирования других ключевых компетентностей. Чем раньше ребёнок сможет овладеть деятельностной компетентностью, тем быстрее будет происходить развитие личности, овладение новыми знаниями. Для определения уровня развития деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста была использована «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников» О. В. Дыбиной.

Рассмотрение процесса формирования и развития ключевых компетентностей у дошкольников в развивающем образовательном пространстве детского сада, определяет поиск адекватных педагогических условий по обеспечению целенаправленных системных воздействий, устойчивости отдельных показателей педагогических результатов и стабильное повышение уровня сформированности этих компетентностей, как базовой основой готовности к школе в целом. В связи с этим, весь педагогический состав детского сада, включая инструктора по физической культуре, должен работать в едином развивающем направлении. При выборе эффективных современных форм взаимодействия с детьми в рамках физического воспитания и исходя из компонентов деятельностной компетентности, мною было принято решение в качестве средства использовать спортивные квест-игры.

В образовательном процессе квест технология – это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным маршрутам, включая и поиск этих маршрутов или иных объектов, людей, заданий. Другими словами, образовательный квест-проблема, реализующая образовательные задачи, отличается от учебной проблемы элементами сюжета ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы. Изучив теорию вопроса, были выделены следующие моменты. Идея квестов совсем не новая – в советское время зарницы, ориентирование на местности – это тоже квесты. Но в данное время широко используется геокэшинг, экшен-игры, которые являются неотъемлемой частью квест игр.

Геокэшинг – это туристическая игра с использование ИКТ, планшета, карт и схем. Экшен игра или боевик (по аналогии с киножанром) — жанр компьютерных игр, в котором делается упор на эксплуатацию физических возможностей игрока, в том числе координации глаз и рук и скорости реакции. В связи с этим был сделан вывод о том, что квест технология может быть использована в рамках организации спортивных квест-игр.

Дети младшего дошкольного возраста могут играть в упрощённую квест-игру, которая включает элементы геокэшинга. Ходят друг другу в гости и выполняют элементарные задания. Дети средней группы в квест игре учатся пользоваться картами-схемами, передвигаются по зданию детского сада, что является подготовкой к полноценной игре в старшем дошкольном возрасте. Для детей старшего дошкольного возраста первый этап игры начинается в группе. Это получение видеописьма, бумажного письма, инструкции, что является приглашением к игре. Герои приглашают детей в мир приключений и поиска. Затем проходит небольшая подготовка в виде разминки или эстафеты. Затем участники получают карту, план или схему, необходимые во втором этапе игры. В процессе работы мною были разработаны и проведены такие спортивные квест-игры как : «В поисках клада Деда Мороза», Квест – игра по ДДП «По невидимым дорожкам», «Новогодний переполох», Квест – игра «В путь за секретами здоровья»

Главное преимущество использования спортивных квест-игр связано с тем, что ребенок получает большое удовольствие от решения небольших задач и достижения цели, вне рамок традиционных занятий. При этом, дети уверены, что развлекаются, и одновременно добывают и анализируют нужную информацию. Вовлекаясь в игру и принимая непосредственное участие в процессе, они понимают, как использовать знания на практике, и лучше усваивают образовательный материал.

Спортивные квест – игры в детском саду нужны для самообучения и самоорганизации. Они способствуют развитию умения работать в команде: планировать, распределять функции, осуществлять взаимоконтроль, учат находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор, формировать потребность в добывании знаний, выстраивать работу по алгоритму.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что спортивные квест-игры являются эффективным средством развития деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. В рамках доказательной базы планируется проведение повторной диагностики для выявления уровня развития деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Цели и задачи проводимого исследования.

Цель: создание условий для развития деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Активизировать познавательные и мыслительные процессы участников; знакомить с новой информацией, закреплять имеющиеся знания, способствовать использованию имеющихся знаний в процессе практической деятельности.

2. Развивать образовательную мотивацию, инициативу и самостоятельность; способствовать развитию индивидуальных физических и положительных психологических качеств; формировать исследовательские навыки детей.

3. Формировать навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность и взаимопомощь.

В рамках исследовательской работы мною было запланировано использовать интеллектуальные квест игры для реализации цели: развивать деятельностную компетентность у детей старшего дошкольного возраста в рамках формирования таких качеств как: умение прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия (свои и других). Включить в образовательный процесс интеллектуальные квест-игры. Использование в образовательном процессе системы квест игр будет способствовать повышению уровня интеллектуального развития детей.

Интеллектуальный квест – это вид сюжетно – ролевой игры. В которой необходимо преодолевать препятствия, решать головоломки, лишь в этом случае герой дойдет до конца. Данный вид деятельности способствует активизации познавательных и мыслительных процессов дошкольников.

Интеллектуальный квест – одиночный вид игры.

По содержанию может быть сюжетный и несюжетный.

По структуре сюжетов:

1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.

2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.

3. Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».

Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.

На данном этапе исследования я считаю целесообразным использовать с детьми квест игру в настольно печатном варианте. Цель подобного варианта заключается в том, чтобы сформировать понимание и освоить с детьми логику и правила игры. В качестве ознакомительного варианта мы планируем использовать готовые, разработанные игры, которые в дальнейшем могут послужить прототипом для создания собственных игр.

На мой взгляд надо включать в образовательный процесс спортивный, настольный и интеллектуальные квест игры. Они включают в себя познавательную, интеллектуальную активность детей в игровой форме развивать основные способности (рефлексию, анализ, планирования).

Список литературы

1. О. В. Дыбина. «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников»

2. И. Н. Сокол //Научно- методический электронный журнал// «Концент» 2013

3. С. И. Ожегов «Словарь русского языка».

4. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. Под. ред. Т. А. Репиной. – М., 1977.

5. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М. : Академия, 2004.

6. Коджаспирова. Г. М. Педагогический словарь [Электронный ресурс]/ Г. М. Коджаспирова; А. Ю. Коджаспирова. – 2010. – Режим доступа: https://slovo.yaxy.ru/87.htm/

7. Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность/ А. И. Леонтьев. – М: Наука, 1975

8. Ярулина, Л. П. Формирование ключевых компетенций дошкольников / Л. П. Ярулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 385-387. — URL : https://moluch.ru/archive/10/777/ (дата обращения : 11.01.2023)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие деятельностной компетентности детей старшего дошкольного возраста через включения в образовательный процесс спортивн
Опубликовано: 10 января 2024 в 07:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие деятельностной компетентности детей старшего дошкольного возраста через включения в образовательный процесс спортивн» (включая файлы) размещена пользователем Елена Рубцова (УИ 3081115) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД