Елена Киселёва
Развитие целенаправленности и саморегуляции в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста
От детей можно требовать проявление сознательного выполнения движения. По этому поводу известный отечественный ученый П. Ф. Лесгафт писал: «Если ребенок усвоит какой-нибудь механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически, он не сумеет применить данный метод к частному случаю». Практика подтверждает, что дети, которые понимают, что от них требуется, и могут правильно объяснить выполнение движения, быстрее овладевают им и меньше допускают ошибок.
Публикация «Развитие целенаправленности и саморегуляции в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Определение «целенаправленности» основанное на рекомендациях И. Т. Касавиной - это характеристика деятельности, направленная на достижение определенного конечного результата, цели.
На основании данных психологического словаря А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского сформулировано определение «саморегуляции» дошкольника как особой активности ребенка, направленной на изменение сложившегося положения (критической ситуации, которое расценивается ребенком как негативное, неприятное, трудное.
Формирование саморегуляции - это обучение навыкам саморегуляции, т. е. способам видения, оценивания ситуации (например, оценка ситуации как угрожающей или требующей конструктивного решения, необходимой проявить активность) и способам действования, реагирования (например, терпеть, или грубо ответить, ссориться, упорствовать или решать, как выйти из трудной ситуации).
Опираясь на мнение Л. С. Выготского, что «истоки произвольности поведения ребёнка, как и сознания, нельзя искать в его самостоятельной деятельности», а взрослый выполняет важную роль в формировании произвольности и воли дошкольника, можно прийти к выводу, что в развитии целенаправленности и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста важна личность инструктора по физической культуре, воспитателей, организующих двигательный режим в ДОУ, семьи и, прежде всего, родителей.
Уровень физического развития и воспитания детей может быть реализован путём освоения комплексной образовательной программы, соответствующей ФГОС ДО.
В формировании целенаправленности и саморегуляции дошкольников в физическом развитии волевое действие формируется поэтапно.
Этапы развития волевого действия при формировании целенаправленности и
саморегуляции старших дошкольников на занятиях по физической культуре.
1. Постановка для себя цели двигательной деятельности
2. Постановка цели для себя и её достижение, доведение дела до конца.
3. Постановка для себя сопутствующих целей : использование выполнения освоенного движения при решении различных житейских, игровых, трудовых задач.
4. Постановка цели, важной не только для себя, но и для окружающих.
5. Произвольное направление своего внимания на работу мышц, участвующие в движении.
6. Различение кинестетических ощущений и умение сравнивать их: степень напряжения мышц скелетной мускулатуры, натяжения связок и сухожилий, напряжения и расслабления, и т. д.
7. Установление связи кинестетических ощущений со зрением, тактильной чувствительностью и слухом;
8. Различение направления своих движений, особенно рук, длину или размах движений, их скорость и длительность, а также степень усилия при совершенствовании движений.
9. Умение менять характер движений, опираясь на контроль всех своих ощущений.
Для обследования проявления саморегуляции в физическом развитии и воспитании дошкольников можно применять двигательный тест Н. И. Озерецкого.
Тесты Н. Озерецкого нацелены на исследование отдельных компонентов движения. Среди них: статическая и динамическая координация; скорость (быстрота движений); ритмичность движений; излишние сопровождающие движения (синкинезии); одновременные движения; сила и энергия движений.
Варианты тестов разработаны для индивидуального обследования детей от 4 до 16 лет. Приведём некоторые, рекомендованные для детей дошкольного возраста.
1. СТАТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ (УДЕРЖИВАНИЕ РАВНОВЕСИЯ).
Для детей 4 лет – стояние (15 сек) с закрытыми глазами; стопы расположены на одной линии: носок левой примыкает к пятке правой
Для детей 5 лет :
– стояние на одной ноге с открытыми глазами (15 сек); отведенная нога сгибается в колене под прямым углом; Выполняется с правой, затем с левой ноги.
- стояние в течение 10 с на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Испытуемый приподнимается на пальцах ног (становится «на цыпочки», руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты; пятки и носки сомкнуты.
Тест считается невыполненным, если испытуемый сошел с первоначальной позиции, прикоснулся пятками к полу.
Шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног за минус не засчитываются, но обязательно должны быть оговорены в протоколе.
При неудаче допускается повторение теста, но не более 3 раз.
Для детей 6 лет :
• то же (что и в 5 лет, но с закрытыми глазами.
• стояние с открытыми глазами в течение 10 с (попеременно то на правой, то на левой ноге). При опускании приподнятой ноги необходимо предложить испытуемому немедленно согнуть ногу до прямого угла. После 30-секундного перерыва то же упражнение повторяется для другой ноги. •
Тест считается невыполненным, если испытуемый после трехкратного напоминания все же опустил приподнятую ногу или хотя бы один раз коснулся подогнутой ногой земли, сошел с места, подпрыгивал, приподнимался на пальцах ноги, балансировал.
Полный плюс ставится за выполнение задания для обеих ног;
при неустойчивости на одной ноге ставится 1/2 балла; в протоколе отмечается, какая нога более устойчива.
При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой ноги.
Для детей 7 лет :
• стояние (10 сек) на цыпочках (пятки и носки сомкнуты) с открытыми глазами.
2. ДИНАМИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ И СОРАЗМЕРНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ.
В 4 года – подпрыгивание на двух ногах на месте (в течение 5 сек – не меньше 7-8 подпрыгиваний).
В 5 лет:
• Прыжки с открытыми глазами попеременно то на правой, то на левой ноге на расстояние в 5 м. Испытуемый сгибает ногу в коленном суставе под прямым углом, руки на бедрах. По звуковому сигналу он начинает прыгать и, достигнув заранее указанного места, опускает подогнутую ногу; после перерыва в 30 с прыгает на другой ноге.
Скорость не учитывается.
Тест считается невыполненным, если испытуемый отклонился от прямой линии больше, чем на 50 см, коснулся пола подогнутой ногой или размахивал руками.
Тест расценивается плюсом, если задание выполнено для обеих ног; при выполнении задания для одной ноги ставится 1/2 балла;
в протоколе указывается, для какой ноги выполнено задание. При неудаче допускается повторение теста.
Литература
1. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2003. – 512 с.
2. Гуткина Н. И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе//Психолог в детском саду. – 2007. - № 4. – С. 15.
3. Левина, Н. А. Система работы по эмоционально-волевому развитию : ст. и подгот. группы / Н. А. Левина. – Волгоград : Корифей, 2009. – 96 с. : ил. – (Детский сад, № 110).