Света Рязанова
Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья воспитателя группы Рязановой С. В.
«Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Время-это реальность, в которой мы существуем. Поэтому, ориентировка во времени необходима ребенку, как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры.
Публикация «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Время – сложный объект познания. Освоение понятия «время» идет медленно и трудно т. к. время :
1. Характеризуется текучестью.
2. Время - необратимо.
3. Оно недоступно непосредственному созерцанию (его нельзя увидеть).
4. С ним нельзя совершать какие-либо действия.
5. Обозначение времени условно.
Таким образом, трудности в ощущении, восприятии и непосредственном познании времени предполагают осуществление взаимосвязи чувственного и логического, использование наглядных эталонов, моделей. Также, это связано не только с трудностями восприятия временных эталонов, но и с особенностями мышления дошкольников (мышление наглядное). Поэтому в своей работе с детьми при развитии у них временных представлений, мы активно используем метод моделирования.
Модель – мысленно представляемая или материализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение дает нам новую информацию об этом объекте.
Модель – это своеобразный способ материализации времени, отражение его в наглядной, условно-схематической форме. Их предназначение – помочь детям легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы общей системы.
А что же такое «моделирование»? Моделирование – это процесс создания и использования моделей.
С моделями организуется предметно-чувственная деятельность, в которой ребенок имеет возможность манипулировать временными явлениями.
Считают, что использование моделей в работе с детьми начинается с пятого года жизни (с 4 лет).
Существуют разные классификации моделей : простые и сложные, статичные и динамичные, плоские и объемные, круговые и линейные. Но, наиболее интересной и приемлемой для детей дошкольного возраста, мы выделили классификацию Говоровой Р. И. :
1. Предметные модели – представленные в виде физической конструкции предмета. Например, модель часов, частей суток в картинках, времен года в картинках или в прозрачных цилиндрах (как в 6 гр.) и др. Предметными временными моделями мы начали пользоваться со средней группы, используя модель пирамидки с 4 мя гранями на запоминание времен года. В старшей и подготовительной уже используем её для запоминания не только времен года, но и месяцев.
2. Предметно-схематические – выделены в объекте познания существенные компоненты, связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков. Например, модель частей суток в цветовом изображении, времен года в цветовом изображении, вчера-сегодня-завтра, модель дней недели, года по месяцам и сезонам и др. Больше, конечно, моделями предметно – схематическим, мы пользуемся в подготовительной группе. Изготовлены модели частей суток в цветовом изображении, модель времен года, модель дней недели, модель циферблата часов.
3. Графические, обобщенно передающие разные виды временных отношений (обобщенные схемы, чертежи). Например, временная спираль, река времени, различные календари и др. Графические изображения временных представлений представлены в виде календаря природы, которым пользуемся, начиная с о средней группы. В подготовительной группе для закрепления временных понятий сегодня, завтра, вчера, позавчера и тд., сделали отрезок времени, где графически изобразили эти понятия, т. к дети уже умеют читать.
Но вводить модели нужно поэтапно, работать с ними последовательно, вводить модели постепенно : от простых к более сложным.
1 этап – знакомство с временным явлением или понятием.
2 этап – выделение характерных признаков этого явления или понятия.
3 этап – введение модели.
Далее работа с моделью усложняется, мы предлагаем детям различные задания:
- определи соседей дня недели;
- что следует за январем;
- из скольких частей состоит зима;
- расскажи, что было в день (часть суток, который я покажу;
- подбери к картинке символ (модель, цвет);
- укажи стелкой какая сейчас часть суток;
- покажи на модели о чем говорится в стихотворении;
- продолжи последовательность;
- через сколь дней наступит синий день недели;
- назови противоположные (контрастные сезоны года;)
- расскажи стихотворение, пословицу, загадку о времени года, который я покажу;
- назови праздники, которые есть в месяце желтого цвета;
- какова деятельность людей в третьем месяце зимы;
- с какого дня недели начался месяц март;
- и т. д.
Моделирование помогает тем самым осознавать не только временную длительность, но и временную последовательность. Такие последовательности состоят из нескольких звеньев, связанными между собой пространственными, временными, причинно-следственными, логическими отношениями. Дети среднего дошкольного возраста устанавливают такую последовательность из 3-4 звеньев, дети старшего дошкольного возраста – из 5-8 звеньев.
При использовании моделей мы сталкивались с определенными трудностями :
- При переходе от одной модели к другой;
- Трудности при использовании знаков у некоторых детей.
Поэтому, целесообразно использовать модели в сочетании с другими дидактическими средствами (беседой, худ. словом, дид. игрой, решением проблемных задач, экспериментированием и др., при этом, не забывая, что главное не только установить последовательность, а прежде всего выделить суть, главные характерные особенности временных понятий.
Вывод:
1. Использование моделей помогает формировать временные представления детей, в результате использования моделей происходит лучшее понимание материала.
2. Только поэтапное, последовательное введение моделей поможет достичь желаемого результата.
3. Эффективно вводить первоначально простые модели (части суток,времена года, дни недели и т. д.) затем и более сложные схематические, графические.
4. Метод моделирования – практический метод, который соприкасается с игровой деятельностью, экспериментированием и другими средствами.
5. Метод моделирования помогает также развивать интеллектуальные способности дошкольников.