Папки-передвижки

Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Света Рязанова
Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Статья воспитателя группы Рязановой С. В.

«Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Время-это реальность, в которой мы существуем. Поэтому, ориентировка во времени необходима ребенку, как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры.

Публикация «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Время – сложный объект познания. Освоение понятия «время» идет медленно и трудно т. к. время :

1. Характеризуется текучестью.

2. Время - необратимо.

3. Оно недоступно непосредственному созерцанию (его нельзя увидеть).

4. С ним нельзя совершать какие-либо действия.

5. Обозначение времени условно.

Таким образом, трудности в ощущении, восприятии и непосредственном познании времени предполагают осуществление взаимосвязи чувственного и логического, использование наглядных эталонов, моделей. Также, это связано не только с трудностями восприятия временных эталонов, но и с особенностями мышления дошкольников (мышление наглядное). Поэтому в своей работе с детьми при развитии у них временных представлений, мы активно используем метод моделирования.

Модель – мысленно представляемая или материализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

Модель – это своеобразный способ материализации времени, отражение его в наглядной, условно-схематической форме. Их предназначение – помочь детям легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы общей системы.

А что же такое «моделирование»? Моделирование – это процесс создания и использования моделей.

С моделями организуется предметно-чувственная деятельность, в которой ребенок имеет возможность манипулировать временными явлениями.

Считают, что использование моделей в работе с детьми начинается с пятого года жизни (с 4 лет).

Существуют разные классификации моделей : простые и сложные, статичные и динамичные, плоские и объемные, круговые и линейные. Но, наиболее интересной и приемлемой для детей дошкольного возраста, мы выделили классификацию Говоровой Р. И. :

1. Предметные модели – представленные в виде физической конструкции предмета. Например, модель часов, частей суток в картинках, времен года в картинках или в прозрачных цилиндрах (как в 6 гр.) и др. Предметными временными моделями мы начали пользоваться со средней группы, используя модель пирамидки с 4 мя гранями на запоминание времен года. В старшей и подготовительной уже используем её для запоминания не только времен года, но и месяцев.

2. Предметно-схематические – выделены в объекте познания существенные компоненты, связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков. Например, модель частей суток в цветовом изображении, времен года в цветовом изображении, вчера-сегодня-завтра, модель дней недели, года по месяцам и сезонам и др. Больше, конечно, моделями предметно – схематическим, мы пользуемся в подготовительной группе. Изготовлены модели частей суток в цветовом изображении, модель времен года, модель дней недели, модель циферблата часов.

3. Графические, обобщенно передающие разные виды временных отношений (обобщенные схемы, чертежи). Например, временная спираль, река времени, различные календари и др. Графические изображения временных представлений представлены в виде календаря природы, которым пользуемся, начиная с о средней группы. В подготовительной группе для закрепления временных понятий сегодня, завтра, вчера, позавчера и тд., сделали отрезок времени, где графически изобразили эти понятия, т. к дети уже умеют читать.

Но вводить модели нужно поэтапно, работать с ними последовательно, вводить модели постепенно : от простых к более сложным.

1 этап – знакомство с временным явлением или понятием.

2 этап – выделение характерных признаков этого явления или понятия.

3 этап – введение модели.

Далее работа с моделью усложняется, мы предлагаем детям различные задания:

- определи соседей дня недели;

- что следует за январем;

- из скольких частей состоит зима;

- расскажи, что было в день (часть суток, который я покажу;

- подбери к картинке символ (модель, цвет);

- укажи стелкой какая сейчас часть суток;

- покажи на модели о чем говорится в стихотворении;

- продолжи последовательность;

- через сколь дней наступит синий день недели;

- назови противоположные (контрастные сезоны года;)

- расскажи стихотворение, пословицу, загадку о времени года, который я покажу;

- назови праздники, которые есть в месяце желтого цвета;

- какова деятельность людей в третьем месяце зимы;

- с какого дня недели начался месяц март;

- и т. д.

Моделирование помогает тем самым осознавать не только временную длительность, но и временную последовательность. Такие последовательности состоят из нескольких звеньев, связанными между собой пространственными, временными, причинно-следственными, логическими отношениями. Дети среднего дошкольного возраста устанавливают такую последовательность из 3-4 звеньев, дети старшего дошкольного возраста – из 5-8 звеньев.

При использовании моделей мы сталкивались с определенными трудностями :

- При переходе от одной модели к другой;

- Трудности при использовании знаков у некоторых детей.

Поэтому, целесообразно использовать модели в сочетании с другими дидактическими средствами (беседой, худ. словом, дид. игрой, решением проблемных задач, экспериментированием и др., при этом, не забывая, что главное не только установить последовательность, а прежде всего выделить суть, главные характерные особенности временных понятий.

Вывод:

1. Использование моделей помогает формировать временные представления детей, в результате использования моделей происходит лучшее понимание материала.

2. Только поэтапное, последовательное введение моделей поможет достичь желаемого результата.

3. Эффективно вводить первоначально простые модели (части суток,времена года, дни недели и т. д.) затем и более сложные схематические, графические.

4. Метод моделирования – практический метод, который соприкасается с игровой деятельностью, экспериментированием и другими средствами.

5. Метод моделирования помогает также развивать интеллектуальные способности дошкольников.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

«Использование технологий моделирования при формировании у детей временных представлений». Конспект НОД «Использование технологий моделирования при формировании у детей временных представлений». Подготовила : воспитатель Долдонова.

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования и проблемных ситуаций Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие.

Использование метода проектов для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о водосбережении Кравченко В. А Ерёмина Е. А. (поселок Щеглово, Всеволожский район, Россия) (МДОУ «ДСКВ № 13» п. Щеглово) Использование метода проектов для.

Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста В современных условиях, когда происходят глубочайшие.

Конспект образовательной деятельности по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в мир времени» Цель: Создать условия для развития временных представлений игровыми способами (социо-игровыми подходами).

Опыт работы «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшей группы дошкольного возраста» Цель работы: определить влияние использования метода моделирования в развитии умений структурирования связных высказываний дошкольниками.

Использование ИКТ в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Мечта» г. Ртищево Саратовской области».

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе метода наглядного моделирования» • Проект: долгосрочный • Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников. Актуальность темы Связная речь занимает важное место.

Влияние метода наглядного моделирования на развитие монологической речи детей дошкольного возраста. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Красивая, правильная речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 09:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Света Рязанова (УИ 564880) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД